О развитии электронных услуг и многофункциональных центров (МФЦ) в сфере регистрации прав на недвижимость рассказал в интервью «Московскому Комсомольцу» руководитель управления Росреестра по Москве Сергей Денисенко. Предлагаем полный текст интервью вашему вниманию.

Как вы оцениваете работу ведомства по улучшению качества предоставления услуг населению за те пять лет, которые возглавляете управление?

Вопрос очень объемный. Сделано много. Об этом можно судить хотя бы по нашему скромному вкладу в бюджет — более 8 млрд рублей в виде государственной пошлины.Самое главное, удалось сократить до 12 дней сроки государственной регистрации прав на жилые помещения, гаражи и машиноместа. Это стало возможным, в том числе благодаря оптимизации работы приемных территориальных отделов управления. Сегодня прием и выдача документов ведется в течение всего рабочего дня, без «обедов», во всех «окнах». За тем, как ведется прием граждан, пристально следят дежурные администраторы залов, к которым посетители также могут обратиться за информацией. Кроме того, во всех «окнах» приема-выдачи документов действуют так называемые «анкетаторы» — для опроса заявителей о качестве работы управления, и это помимо традиционных «Книг жалоб и предложений». Дополнительный контроль обеспечивают установленные в приемных веб-камеры — всего их размещено в помещениях территориальных отделов около 90.

Вся необходимая справочная информация собрана в одном буклете, который выпускает управление. А заявители теперь получают смс-уведомления с информацией о том, на какой стадии находится процесс регистрации их прав.

Расскажите подробнее об электронных госуслугах Росреестра.

В настоящее время ведомство предоставляет широкий спектр услуг в электронном виде. Самые распространенные — постановка земельных участков на кадастровый учет, онлайн-запись на прием к специалистам Росреестра и Кадастровой палаты, выписка из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН). На сайте нашего управления можно также узнать о готовности документов, представленных на государственную регистрацию прав. В настоящее время территориальные отделы управления подключились к сервису «Запрос к информационному ресурсу» единого портала Росреестра, с помощью которого можно получить ключ доступа к Федеральному информационному ресурсу — будущей объединенной базе ЕГРП и ГКН.

После того, как все органы исполнительной власти перешли на электронный документооборот, наше взаимодействие с другими ведомствами значительно упростилось. В частности, была внедрена новая система электронного документооборота на платформе DocsVision. Налажена эксплуатация сервиса «Заявки в федеральные органы исполнительной власти» для получения информации в электронном виде. В результате существенно уменьшилось количество бумажных документов, время на истребование и получение информации, как следствие, очереди стали меньше и сократились сами сроки оказания услуг.

Мероприятия впечатляют. А каким конкретно образом осуществляется контроль качества услуг, предоставляемых управлением?

В основном профилактической и разъяснительной работой. С этой целью мы разработали и внедрили план мероприятий по противодействию коррупции. На нашем сайте создан специальный раздел «Антикоррупция». Организован «Телефон доверия», по которому каждый может позвонить и оставить сообщение. «Обратная связь» налажена и с правоохранительными органами: мы постоянно взаимодействуем с столичным ГУВД и УФСБ по Москве и Московской области. Как результат — к примеру, в Интернете вы уже не встретите коммерческих предложений о предоставлении услуг по ускоренной процедуре государственной регистрации путем заключения договоров купли-продажи жилья с рассрочкой платежа. Также исчезли объявления, предлагающие за деньги получить в ускоренные сроки информацию об объектах недвижимости. Это связано с тем, что наши услуги теперь доступны абсолютно всем.

В Москве широко внедрена система МФЦ. Насколько отлажен механизм взаимодействия управления и таких центров?

Сегодня территориальные органы Управления Росреестра по Москве работают только с юридическими лицами. С января этого года мы полностью передали МФЦ работу с физическими лицами по приему и выдаче документов. А с ноября 2013 года все столичные многофункциональные центры выдают сведения из ЕГРП и соответствующие документы и по экстерриториальному принципу, т.е. вне зависимости от места прописки заявителя.

К сведению, в Москве на сегодня функционируют 92 районных МФЦ — из общего количества «окон» (4086) услуги Росреестра предоставляют 665. В переходный период мы обучили 950 сотрудников центров, и в этом году количество принятых в МФЦ заявлений о государственной регистрации прав уже увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом.

С июля 2012 года управление предоставляет услуги и в Новой Москве. Столкнулись ли вы со сложностями, когда открывали отделения на присоединенных территориях?

Во-первых, нам нужно было увеличить штат на 83 единицы. Из них 60 специалистов сегодня работают в созданном Отделе регистрации прав по Новомосковскому и Троицкому административным округам г. Москвы. Во-вторых, на присоединенных территориях у нас не было достаточного количества помещений, пригодных для приема граждан, — необходимо было создать комфортные условия и для посетителей, и для сотрудников Росреестра. Поэтому мы вынуждены были воспользоваться приемными Управления Росреестра по Московской области. В настоящее время мы открыли две новые приемные в Троицке и Апрелевке, по десять «окон» каждая.

В ежегодном рейтинге Doing Business-2015 Всемирного банка и Международной финансовой корпорации по показателю «регистрация собственности» Россия заняла 12-е место, поднявшись на 5 позиций с 17-го места. Сыграло ли какую-то роль в этом ваше управление?

Высокая позиция в рейтинге — это результат работы всего Росреестра, который постоянно совершенствует систему учета и регистрации недвижимости. Благодаря этому сократился перечень документов, необходимых для регистрации прав, а также сроки регистрации: в целом по стране — до 18 дней, в Москве, как я уже говорил, — до 12 дней. Столичное управление традиционно занимает передовые позиции в сфере регистрации недвижимости. Мы первыми внедряем технологии и сервисы, реализация новых проектов и услуг начинается именно с наших территориальных отделов, а потом уже нововведения распространяются на остальные регионы. В некотором смысле региональные управления равняются на нас, а это обязывает нас быть всегда в авангарде.