Авиталь Лахав

Тревожные новости для Израиля: рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз по кредитному рейтингу страны со значения «положительный» до уровня «стабильный».

Рейтинговое агентство сохранило рейтинг на уровне «А», но понизило общий прогноз вследствие высоких оборонных расходов в связи с операцией израильской армии в секторе Газа «Цук Эйтан» и соответственном росте бюджетного дефицита. Непосредственный риск — рост процентных ставок по государственным облигациям. «Сейчас мир понимает то, что израильские граждане чувствуют каждый день, — застрявшую в тупике экономическую политику Нетаньяху и Лапида (министр финансов Израиля — М.О.)».

--

Тревожные новости для израильской экономики: фирма Fitch вчера утвердила кредитный рейтинг государства Израиль на уровне «А», однако снизила прогноз по кредитному рейтингу с оценки «положительный» до оценки «стабильный». Fitch оставила неизменными прогнозы на срок не более чем два года, и в Министерстве финансов Израиля объяснили это тем, что «смысл этих исправлений состоит в том, что рейтинговое агентство, вероятно, не ожидает увеличения кредитного рейтинга государства Израиль в следующем году».

В своем сообщении Министерство финансов Израиля заявило, что «в пояснительной записке к рейтингу аналитиками были отмечены высокие оборонные расходы, которые были вызваны операцией израильской армии в секторе Газа „Цук Эйтан“, и их влияние на фискальную систему в 2014-2015 годах. Кроме этого, рейтинговое агентство отмечает увеличение бюджетного дефицита государства Израиль в ближайшие годы согласно проектам государственных бюджетов. Также в отчете рейтингового агентства отмечается, что конфликт с палестинским движением ХАМАС и замораживание мирного процесса подчеркивают геополитические риски, которые ограничивают кредитный рейтинг государства Израиль и также включают в себя напряженность в отношениях с Ираном и конфликт в Сирии».

Министерством финансов Израиля также было сообщено, что рейтинговая компания «отмечает улучшение структуры государственного долга государства Израиль и гибкости в процессе финансирования правительством Израиля государственных расходов благодаря указаниям правительства по развитию глубины и ликвидности местного рынка, доступа на местный рынок капиталов с международных финансовых рынков и посредством облигационных займов. Также в техническом отчёте рейтинговая компания отмечает гарантирование правительством Соединенных Штатов Америки части государственных займов государства Израиль, что позволяет в случае нужды привлечь капитал в период кризиса».

Уровень государственного долга государства Израиль, как и ожидалось аналитиками фирмы Fitch, составил 67,4% от величины валового внутреннего продукта (ВВП), и он остаётся самым слабым местом в кредитном рейтинге государства Израиль. Этот показатель у государства Израиль выше, чем у аналогичных государств. Кроме того, как отмечено в сообщении Министерства финансов Израиля, «кредитное агентство отметило, что тенденция к снижению государственного долга государства Израиль была прервана конфликтом с сектором Газа. Тем не менее сильные внешние счета государства Израиль представляют собой сильную сторону кредитного рейтинга, поскольку в лучшую сторону выделяется излишек платежного баланса, который усилится благодаря платежам в государственный бюджет государства Израиль от предприятий, разворачивающих добычу природного газа на шельфе Средиземного моря, и больших масштабов прямых иностранных инвестиций, и ожидается, что этот прирост составит величину 1,5% от уровня валового внутреннего продукта в период 2015-2016 годов».

Агентство ожидает роста на 3% в 2015 году Также отмечена сильная позиция Израиля в мире как нетто-кредитора, которая выражается в уровне 32,4% от величины внутреннего валового продукта (ВВП) на конец 2014 года согласно данным компании Fitch, по сравнению со средней величиной для аналогичных стран на уровне 8,6% от величин их внутренних валовых продуктов. В 2014 году ожидается реальный рост внутреннего валового продукта Израиля на уровне 2,3%, несмотря на период замораживания этого роста в третьем квартале этого года. В 2015-2016 годах средний рост, как ожидается, будет чуть выше 3% и будет зависеть от восстановления экономики после операции «Цук Эйтан» в секторе Газа (особенно в сфере туризма), высоких инвестиций, движения мировой экономики и слабости шекеля. Ущерб, который был нанесен запасам капитала во время последнего конфликта, был мизерным из-за эффективной системы противоракетной обороны. Аналитики отмечают также хороший фактор израильской экономики — более низкую изменчивость (более низкие колебания) роста израильской экономики по сравнению с другими аналогичными странами. Верно, что сейчас инфляция в Израиле является отрицательной (что является важным признаком продолжения спада в экономике — М.О,), тем не менее Fitch считает, что она вернется к верхнему уровню 1-3% в год в течение 2015 года за счет обесценивания валюты и повышения экономической активности.

Государственные учреждения и системы образования описываются как сильные и открытые и ведут, по мнению аналитиков, к развитию диверсифицированной и прогрессивной экономики, характеризующейся высоким показателем ВВП на душу населения и высокими показателями человеческого развития и бизнес-средой, которая поощряет предпринимательство. Сектор хай-тека процветает, что привело к увеличению экспорта услуг, в среднем на 10,6% в период с 2010 до 2013 года, несмотря на сильную национальную валюту. Аналитики также отмечают активные шаги израильского правительства для решения структурных недостатков в экономике".

Подробнее о положительной стороне прогноза, в Fitch отмечают, что «уровень занятости среди ультраортодоксальных мужчин и арабских женщин возрос (до 30,5% и -44,5% в 2013 году, с 23,4% до -40,4% соответственно в 2008 году), отчасти благодаря инициативам правительства, в результате профилактики инфляции заработной платы в экономике. Концентрация собственности капиталов поддается лечению (это не так, основные богатства страны принадлежат 15-16 семьям, и их доля в последние годы только растет. Концентрация капитала и снижение конкуренции являются фундаментальными проблемами Израиля. — М.О.) хотя появление новых игроков в некоторых секторах экономики является довольно сложным из-за небольшого рынка и сравнительной изолированности Израиля. Хотя геополитический риск накладывает ограничения на кредитный рейтинг страны, Fitch не ожидает военной конфронтации Израиля с Ираном, отметив, что влияние конфликта в Сирии на страну было и остается ограниченным. Рейтинговое агентство также отмечает, что изменение стратегии экспорта газа в будущем может углубить отношения Израиля с некоторыми странами, расположенными рядом с ним».

Министерство финансов отмечает, что «стабильный прогноз отражает мнение аналитиков (агентства Fitch — М.О.) о том, что в обозримом будущем нет никаких элементов, которые будут влиять на изменение кредитного рейтинга государства Израиль. Они утверждают, что для повышения кредитного рейтинга Израиля требуется сохранение фискальной системы, сокращение дефицита государственного бюджета, сокращение соотношения величины государственного долга к величине ВВП и улучшение геополитического положения государства Израиль».

Прямая угроза: рост процентных ставок по государственным облигациям

Рейтинговое агентство Fitch является одним из трех международных рейтинговых агентств в этом классе, оценивающих кредитный рейтинг израильского правительства, наряду с S&P и Moody's. Два года назад рейтинговое агентство Fitch подняло горизонт рейтинга правительства Израиля с «постоянный» на «положительный», это решение означало, что рейтинговое агентство взвешивает возможность поднять кредитный рейтинг государства Израиль. Следует отметить, что кредитный рейтинг государства Израиль этого агентства ниже, чем кредитные рейтинги государства Израиль у двух других рейтинговых агентств, которые ранее также публиковали свои годовые отчеты об израильской экономике и оставили кредитный рейтинг государства Израиль и его прогноз на прежнем уровне.

Немедленная угроза, которая предвидится для израильской экономики как результат этого решения рейтинговой компании, — это вынужденное повышение процентных ставок по государственным облигациям, что создаст проблему израильскому правительству, которое должно будет это финансировать, увеличивая дефицит бюджета. Эти процентные ставки по государственным облигациям растут в случаях падения кредитного рейтинга, когда это происходит, то государственные выплаты на уплату долгов растут, а также уменьшается количество денег для финансирования остальных бюджетных расходов. Объем государственных выплат по процентным ставкам в настоящее время достигает 10% государственного бюджета государства Израиль.

Герцог: «Экономика Лапида и Нетаньяху застряла»

Только в начале этой недели министр финансов Израиля Яир Лапид открыл в финансовой комиссии кнессета обсуждение проекта бюджета на 2015 год словами: «Сейчас кредитные компании не снижают кредитные рейтинги Израиля», и что в настоящее время необходимо бороться с показателями отрицательного роста (спада — М.О.) последнего квартала. Он также сказал, что «отрицательные данные тревожат, но тяжело делать какие-либо предсказания на основании данных только одного квартала. Сейчас мы после нашего прогноза роста величиной 2,8%, который был наиболее консервативным, держим руку на пульсе и реагируем на каждое изменение».

Лидер оппозиции и председатель партии «Авода», депутат кнессета Ицхак Герцог так отреагировал на снижение показателей: «Мир понимает то, что израильские граждане чувствуют каждый день во плоти, — то, что экономика, которой управляют Лапид и Нетаньяху, застряла. Сказки, которые рассказывают премьер-министр и министр финансов о растущей экономике, — это блеф, который мы понимаем. Бюджет, который предлагают эти двое (Лапид и Нетаньяху), будет продолжать экономический спад Израиля и делать дыры в карманах каждого гражданина и гражданки Израиля. Это еще одно дополнительное доказательство того, что Израиль застрял с Биби (Нетаньяху — М.О.) во всех областях, и мы должны немедленно заменить его».

Депутат кнессета Арэл Маргалит, входящий в центр парламентской оппозиции, член финансовой комиссии кнессета, напомнил сегодня вечером о тех же вещах, о которых на этой неделе говорил министр финансов Израиля Яир Лапид: «Финансовый комитет кнессета — как совет директоров. Когда генеральный директор говорит, что все хорошо, в то же время, когда ситуация плоха, это вызывает беспокойство, потому что это означает, что он (совет директоров — М.О.) отключен от того, что происходит. Вы пытаетесь обернуть операцию „Цук Эйтан“ как Ваше алиби для отказа в течение всех этих двух лет государством выполнять свои услуги и обязанности, когда есть необходимость принимать во внимание, что не ХАМАС несет ответственность за стоимость жизни и закрытие 60 000 малых предприятий».

Председатель политической партии МЕРЕЦ и член финансовой комиссии кнессета Захава Гальон добавила сегодня вечером: «Неудача Лапида в управлении экономикой будет реальной ценой за снижение кредитного рейтинга. Будущее снижение кредитного рейтинга будет ухудшать очевидное замедление в экономике, которое может отразиться в закрытии бизнесов и потере рабочих мест. Как всегда, первыми будут платить работники среднего класса и слабые слои общества».

Перевод Михаила Ошерова, специально для ИА REGNUM