Рубль продолжает катиться с горы. И это вовсе не плод игры неких спекулянтов, а результат кризиса в экономике. Центральный банк напрасно пытается разобраться с проблемами монетарными средствами. В России ослабевает потребительский спрос, а промышленность сокращает производство. Потому, чтобы разобраться с кризисом и «вытащить страну» нужно строить. Нужны крупные государственные программы по прокладке и улучшению путей сообщения, жилищному и административному строительству. А для всего этого нужна техника, нужны эффективно работающие и развивающиеся предприятия.

Между тем, именно теперь офшорный капитал готов рвать и продавать, вплоть до демонтажа отечественные заводы. Ему кажется, что это адекватный ответ на кризис, в котором он видят лишь финансовую составляющую и массу растерянной потенциальной добычи. Ни россиян, ни из рабочих мест в индустрии здесь как бы не существует. Необычайно показательна в связи с этим история Концерна «Тракторные заводы» (КТЗ). Сохранение этого блока промышленных предприятий стоит сейчас под вопросом, и вопрос это очень важен для национальной экономики.

КТЗ, как и многие российские промышленные группы, имеет немалые долги. Потому банк ВТБ подал иск к руководству КТЗ, справедливо виня в неэффективном использовании денег и дурном управлении вообще. ВТБ справедливо стремится взыскать задолженность с концерна. Момент важный и государству стоило бы сейчас помочь КТЗ рассчитаться и перестроиться в плане управления — важно это уже для всей экономики. Ведь в концерн собраны машиностроительные заводы таких мест, как Курган, Чувашия, Липецк, Волгоград, Красноярск, Владимир и т.д. Производят они строительную, военную, железнодорожную и сельскохозяйственную технику. Всего в КТЗ объединено 17 предприятий.

В номенклатуру КТЗ также входит коммунальная техника, запчасти, фургоны и даже дверные замки. Здесь выпускаются различные ходовые системы и двигатели, лесозаготовительная техника и многое другое. Все это — если наша страна будет заниматься замещением импорта и начнет борьбу с экономическим кризисом — понадобится. Однако получить эту продукцию стран сможет, только если сохранит КТЗ как единую систему.

Бывшие владельцы КТЗ Михаил Болотин и Альберт Баков некогда передали ВЭБу 100% акций КТЗ, получив под залог кредит в 15 млрд рублей. Опцион на обратный выкуп акций истекает в 2017 году. Сейчас — при дико обесценивающемся рубле — они, похоже, планируют вернуть себе концерн. Капиталы предпринимателей были номинированы не в российской валюте, а вот их долг сильно подешевел. А спад в экономике тоже может дать скидку. Вот только странно было бы ожидать, что профессиональные финансисты бросят свои деньги в развитие индустрии. Они уже показали свои интересы.

Теперь КТЗ угрожают новые проблемы, более серьезные, нежели старый долг. Возврат концерна под полное управление старых хозяев может быть чревато разделением и распродажей его по частям, вплоть до распродажи имущества отдельных офисов и цехов. Кадры будут растеряны, поскольку увольнений при таком сценарии не миновать. О них уже ходят слухи на заводах концерна. Всю сумму проблем КТЗ эксперты обсуждали 18 декабря в Общественной Палате.

КТЗ не интересен офшорному финансовому капиталу как целостная система, как производитель уникальной и важной для России продукции. Сама страна воспринимается таким бизнесом лишь как место для тех или иных операций. КТЗ постараются вытрясти, как это делалось с десятками предприятий в «лихие 1990-е годы», а именно запах этого времени вновь почуяли некоторые дельцы. И рубль падает, и легкая добыча лежит, оставленная чиновниками, которые не спешат перейти от слов о развитии индустрии к делу. Возможности хищников (может быть даже падальщиков?) на нашем рынке с повышением ЦБ ставки до 17% только увеличиваются. Между тем, как государство должно защитить КТЗ и подобные промышленные группы и предприятия, как в свое время по личному распоряжению президента Путина защитило интересы пенсионеров-вкладчиков, потерявших свои сбережения на неумелом народном IPO, проведенном все тем же многострадальным ВТБ. Тогда банку пришлось провести обратный выкуп у населения акций, чьи котировки рухнули, создав прецеднет и сохранив, тем самым, сбережения людям.

Все ли благополучно внутри КТЗ? Далеко нет. Высшее руководство уже отметилось неумением эффективно использовать заемные деньги, не слишком бережливым отношением к советскому наследию, которое можно назвать даже остатков основных производственных фондов. Все это через деградацию предприятий и персонала ведет к катастрофе, где разрыв и распродажа КТЗ по частям даст доход отдельным стервятникам. Россия при этом потеряет слишком много. Неужели мы вскоре будем закупать все виды техники на Западе? Позволят ли санкции?

Вывод также ясен, как и тот факт, что мы в 2015 году будем наблюдать немало драм подобных КТЗ. В чем он? Государству пора вмешиваться в экономику и спасать не только большие банки и сырьевых экспортеров, но тех производителей, без которых одолеть кризис не удастся. Что же касается доказательств этого тезиса, то мы вскоре получим их на валютной бирже. Только сильная индустриальная Россия, страна с растущим внутренним рынком, может иметь сильный рубль.