Падение курса российского рубля слабо отразится на рентабельности латвийских коммерческих банков. В свою очередь, бегство капитала из России и Украины (от 85 до 150 млрд долларов в текущем году по оценке Всемирного банка) является процессом, жизненно важным для латвийских финансистов — избавившиеся от российских рублей банки охотно освоят российские евро и доллары. Такое мнение высказала порталу bb.lv министр экономики Латвии Даце Рейзниеце-Озола (Союз «зелёных» и крестьян), сообщает сегодня, 19 декабря, корреспондент ИА REGNUM.

Рейзниеце-Озола дала оценку отраслевых рисков в Латвии после российского «чёрного вторника» и оттока капитала. «Падение курса рубля создаст большие проблемы для экспортёров, это 10% от объёма поставок Латвии на внешние рынки — у тех, кто работал с Россией, оплата по договорам проходит в российских рублях. В свою очередь, отток российского капитала явление скорее положительное. Вообще для банковской системы Латвии тем лучше, чем меньше мы зависим от рубля. Для меня, например, важно, что перед закрытием сделки по продаже банка Citadele фонду Ripplewood в марте 2015 года, выяснилось, что у этого банка нет рублёвых резервов», — заявила министр.

В свою очередь экономист банка SEB Дайнис Гайшпутис заметил, что за банками с российскими клиентами в Латвии введён ужесточенный надзор со стороны Комиссии по рынку финансов и капитала FKTK: «Количество „схемных“ сделок сокращается, надзор со стороны ЕЦБ, России и США становится жёстче. Раскрытие организаций таких схем являются тому косвенным подтверждением. Замечу, что отток капитала из России ведётся не только через латвийские банки, но и через кредитно-финансовые учреждения в других юрисдикциях — Лондон, Италия, Лихтенштейн».

Экономист добавил: «Говоря же о стагфляции в рублевой зоне, полагаю, она особенно не ухудшит показатели латвийской банковской сферы: рублевой массы у нас осталось немного, большинство расчётов ведётся в долларах и евро. Но спад покупательской способности россиян, которые были основными инвесторами в экономику Латвии, включая, конечно, приобретение недвижимости, — фактор неприятный для сотрудничавших с нерезидентами банков. Например, для ABLV. В условиях волатильности валюты, когда не работают планы Минэкономразвития РФ и Банка России, этот кризис затянется на два года. Неуверенность Путина (а в качестве эффективной антикризисной меры основную банковскую ставку нужно было поднимать не в декабрьские „чёрные дни“, а в середине осени) показывает, что население не очень доверят профессионализму Банка России и то, что обвал рубля можно остановить. Путину нужны жёсткие решения в обозримой перспективе».

Напомним, что ранее президент России Владимир Путин, выступая перед журналистами в Москве, заявил об амнистии для выведенного из РФ капитала. По оценкам Банка России, с января по сентябрь 2014 года банки и предприятия вывезли из страны частный капитал на сумму 85,2 млрд долларов, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Стагфляция рубля ускорила этот процесс, но и усложнила вывод денег законными путями и с использованием схем. При этом правоохранительная борьба с оттоком капитала усиливается практически с той же скоростью, с какой обесценивается рубль.