«Все торговля Белоруссии распределена на два крыла — на Запад и в Россию. При этом зависимость Минска от Москвы очень велика, а потеря белорусского рынка для России практически некритична», — заявил замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев 19 декабря корреспонденту ИА REGNUM.

«Что Белоруссия поставляет в страны Евросоюза? Главным образом, это калийная соль — по ее промышленным запасам Белоруссия занимает третье место в мире — и энергоносители российского происхождения, — сказал эксперт, комментируя заявление Александра Лукашенко о дальнейших расчетах с Россией исключительно в долларах и евро. — Газ из России полностью обеспечивает работу большинства белорусских предприятий, остальной его поток идет дальше на Запад. Остальные виды продукции занимают столь незначительную долю в белорусском экспорте в ЕС, что здесь даже не о чем серьезно говорить. Другое дело — Россия. Сюда поступает бытовая техника, в основном, холодильники. Телевизоры совсем не пользуются спросом и на российский рынок не попадают. В ограниченном количестве идут МАЗы, грузовым транспортом Россия в значительной степени себя обеспечивает. А вот продукция пищевой промышленности Белоруссии на 99% идет в Россию, это одна из самых доходных статей белорусского бюджета».

«Расчеты за продовольствие между Минском и Москвой всегда велись в рублях, — сказал Суздальцев. — При создании Таможенного, а затем Евразийского союза подразумевалось само собой, что подобный порядок будет сохраняться и дальше. Но началась история с антироссийскими санкциями, рубль стал падать. В этой ситуации белорусские власти хотят подстраховаться, считая евро и доллар более надежной валютой. Может быть, какие-то российские поставщики на это пойдут и начнут рассчитываться с белорусской стороной в иностранной валюте, но, скорее всего, подобные шаги просто приведут к спаду поставок, а может быть, и к сворачиванию сотрудничества в ряде сфер».

«Бойкотирование ряда белорусских предприятий по запросу Россельхознадзора показывает, что это вполне реально. Но это практически никак не скажется на российских потребителях, это скорее удар по самой белорусской экономике. Патетические восклицания в СМИ в духе: „Русским будет нечего есть на Новый год, если откажутся от наших продуктов!“ абсолютно беспочвенны», — отметил эксперт.

«Последовавшее же за этим заявление Лукашенко о введении пошлины в 30% на приобретение иностранной валюты сделано в преддверии выборов 2015 года и носит чисто политический характер, — добавил Суздальцев. — Курс валюты в Белоруссии практически никогда не был стабильным, уровень жизни тоже всегда был ниже российского. Соответственно, правительство регулярно прибегало и прибегает к откровенно популистским шагам, особенно перед очередным спектаклем под названием „президентские выборы“. Еще в 2010 году, во время предыдущего „переизбрания“ Лукашенко, было торжественно объявлено о повышении средней зарплаты до $500 в месяц. Это высокий уровень для Белоруссии. Вскоре после этого, как только все закончилось с выборами, последовала девальвация. За четыре года средний уровень зарплаты вырос до $600, но фактически, по причине страшного падения курса белорусского рубля, все осталось по-прежнему. Так и сейчас. Чтобы не допустить очередной волны девальвации и чтобы 2015 год прошел для белорусов спокойно, без потрясений, ограничивают покупку иностранной валюты. Больше удержать белорусский рубль просто нечем. Остается такая примитивная мера — при достаточно низком уровне жизни высокой пошлиной фактически закрыть большинству граждан доступ к иностранной валюте. Популизм и ничего более».

Напоминаем, что 18 декабря президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от правительства перевести все расчеты с Россией в доллары или евро. «Мы не можем всё время молиться на Россию, хотя это и братская нам страна, — сказал президент. — Один этот рынок обвалился — и мы следом полетели». Кроме того, 19 декабря белорусскими властями было объявлено о введении пошлины на приобретение иностранной валюты в 30%. Новое правило распространяется как на юридических, так и на физических лиц.