Латвийская сеть ресторанов Gan Bei — не единственная, где в кассовых аппаратах использовалось нелегальное программное обеспечение, которое позволяло скрывать реальные доходы и не платить налоги. В ходе дальнейших проверок, Служба госдоходов Латвии вышла на след другой, гораздо более простой и дешёвой системы, при помощи которой недобросовестные владельцы ресторанов, возможно, пытались обмануть государство, сообщает портал Lsm.lv.

Часто посетители предприятий общепита не обращают внимания на то, какие именно чеки получают, прося счёт. Нередко официант приносит только предварительный чек, в свою очередь, итоговый, фискальный чек, который является документом, подтверждающим оплату, клиент не получает. При этом сохраняется возможность того, что государство не получает полагающиеся ему при совершении сделки налоги.

В отличие от настоящего чека в выписанном клиенту счёте могут быть не указаны реквизиты предприятия общепита, а также не указывается налоговая ставка в расшифровке полной суммы счёта. Таким образом, эта бумага не может считаться официальным документом, подтверждающим заключение сделки.

«Когда гость просит счёт — „Check, please!“, то он получает не чек, а то же самое, что и в советское время мы получали в универмагах — маленькую бумажку, с которой шли на кассу и платили стоимость покупки. При этом мы выдаём весьма скучные предварительные чеки. В Испании, России, или других странах пречеки могут быть украшены разноцветными радугами, содержать благодарности, шутки о чаевых официантов, просьбы поцеловать бармена или что-то еще. Там можно писать всё, что угодно, но это не имеет никакого смысла. Значение имеет только чек», — пояснил владелец одного из рижских ресторанов Тэд Вырыпаев.

В случае же, если клиенту выдан только пречек, существует вероятность того, что уплаченные им деньги прямым ходом попадают в карман нечестных предпринимателей. Совсем недавно был выявлен целый ряд таких случаев. В некоторых из них объём прошедших мимо госказны денег превысил несколько десятков тысяч евро. В других случаях суммы были ещё выше. «Эти суммы отличаются. Если это город — Рига или Юрмала, где поток клиентов более активен, и обслуживается большее количество людей — есть места, где ежемесячно уходят 300 тыс. евро, есть — где 50 тыс. евро. Суммы и аппетиты отличаются», — рассказала генеральный директор Службы государственных доходов Инара Петерсоне.

Многие случаи, когда пречеки были выписаны, но позже не оплачены, руководство предприятий общепита объясняет тем, что клиенты отказываются от заказанных ранее блюд, а также обучением персонала. Впрочем, чаще в переговоры с чиновниками СГД вступают адвокаты предприятий. «Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в сфере общественного питания становится больше безналичных расчётов. И если у вас спрашивают, действительно ли вы хотите рассчитаться карточкой, или всё же готовы расплатиться наличными, то это уже такое небольшое давление, а которое стоит обратить внимание», — отметила Петерсоне. По ее словам, чтобы потребитель был уверен, что часть денег с оплаченного им счёта получает государство, а сотрудникам ресторана приходилось выписывать чек, безопаснее расплачиваться при помощи платёжных карт.

Стоит отметить, что аренда и охрана нового здания СГД ежегодно обходится налогоплательщикам в 10 миллионов евро. При этом ставка налога на добавленную стоимость в Латвии составляет 21%, что является довольно высоким показателем в сравнении с другими странами Евросоюза. Каждая из стран-участниц устанавливает свою ставку НДС, принимая во внимание то, что минимальная установленная стандартная ставка в странах ЕС составляет 15%, а минимальная уменьшенная ставка составляет 5%. Так, в Германии и Нидерландах НДС составляет 19%, во Франции — 19,6%, в Болгарии, Чехии, Эстонии, Австрии, Словении, Словакии и Великобритании — 20%. Самый высокий НДС в Венгрии — 27%. В Дании и Швеции НДС составляет 25%, при этом Дания не применяет сниженную ставку этого налога.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 11 декабря Сейм Латвии большинством голосов разрешил провести обыск у парламентария от партии «Согласие» Сергея Потапкина. Накануне, 10 декабря, Генеральная прокуратура Латвии обратилась к Сейму с просьбой выдать разрешение на обыск у Потапкина в связи с уголовным процессом о возможном уклонении от налогов в крупном размере. Представители полиции заявили: у них есть основания полагать, что по месту жительства финансового директора двух причастных к делу предприятий Галины Кармач (являющейся женой Потапкина) может находиться документация о рассчитанных и выплаченных зарплатах «в конвертах», а также незаконное программное обеспечение и следы его использования на компьютерах и других носителях данных.

Согласно материалам уголовного процесса, в течение пяти месяцев государству был причинён ущерб в размере не менее 780 тысяч евро в результате неуплаты налога на добавленную стоимость. Эта сумма ещё может возрасти, так как не платились также налог с прибыли предприятий и социальный налог за работников. К делу причастно предприятие Lage Ko, к которому относится сеть ресторанов Gan Bei и другие заведения общественного питания. Кармач принадлежит 5% долей предприятия, а его крупнейшими владельцами являются Олег Арупс, Наталия Павлова и Ирена Лице, которым принадлежат по 30% долей.

Депутат пояснил, что его жена Галина Кармач является наёмным работником предприятия, а не членом правления. «Если у финансовой полиции и прокуратуры есть подозрения, что компания действовала недобросовестно, у меня нет никаких оснований препятствовать расследованию», — заявил депутат. 11 декабря стало известно, что Галина Кармач арестована в рамках уголовного процесса по делу Gan Bei.