Центробанк может пойти на снижение ключевой ставки, поскольку последствия ее декабрьского повышения до 17 % уже сейчас негативно сказываются на состоянии российской экономики, считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. Об этом он заявил 12 января корреспонденту ИА REGNUM, комментируя просьбу банковского сообщества о снижении ключевой ставки.

«Я думаю, что ЦБ ФР может пойти на снижение ключевой ставки, поскольку он на практике убедился в том, что совершил грубую ошибку, когда в середине декабря повысил ее до 17 %. Этим был дан сигнал к полному и дальнейшему охлаждению экономики — к выводу капиталов и свертыванию всякой экономической деятельности в стране, поскольку при такой ставке никакое кредитование в принципе становится невозможным. И единственный, кто от этого выигрывает — это тот, кто занимается перераспределением имущества на рынке, кто получает дешевые деньги вне зависимости от ключевой ставки, например, крупнейшие банки. Тот, кто просто начинает разорять и присваивать себе имущество своих должников. Но работать нормально банки, конечно не могут при такой ставке. И, так как в экономике процессы ухудшаются гораздо быстрее, чем ожидали чиновники Центрального банка, то ЦБ может пойти на снижение ключевой ставки. Просто потому, что эта ставка крайне вредна для экономики», — заявил эксперт.

По мнению Василия Колташова, основной вопрос заключается в том, насколько будет снижена ставка, как это будет происходить и каким образом будет оправдываться данный шаг в условиях, когда рубль все равно станет ослабевать: «Они то уверяли нас, что высокая ключевая ставка — это защита от падения рубля, от инфляции. Но инфляция галопирует, и рубль падает. Так что для них есть куча проблем с объяснением этого шага. Но снижать эту ставку, конечно, необходимо, и снижать даже ниже отметки 8 %».

Единственное решение, которое сейчас может провести ЦБ, и которое будет укладываться в каноны неолиберальной антикризисной политики, по мнению экономиста, это удешевление кредита. Но Центробанк, по его словам, скорее всего, не пойдет на это, так как эти деньги уйдут на спекуляции: «Потому что мало удешевить кредит. Необходимо создать условия, для того, чтобы эти деньги нашли приложение в экономике, а не просто вводились в спекулятивную игру против рубля, которая остается самой выгодной сферой в российской экономике».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, банковское сообщество просит Центробанк РФ о поэтапном снижении: сначала до 15% годовых, а затем до предкризисного уровня 10,5%. Об этом заявил зампред комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. А письмо за его подписью было направлено председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Банк России не исключил возможности такого снижения.

Сам Аксаков заявил корреспонденту ИА REGNUM, что «повышение ключевой ставки требовалось для того, чтобы охладить пыл валютных спекулянтов, однако сейчас приняты меры для контроля за ними, поэтому ставку необходимо снизить до приемлемых размеров».

Он отметил, что падение курса рубля связано с рядом объективных факторов: «Он испытал на себе определенное давление. Прежде всего, цена на нефть снижалась. Далее — многие компании, имевшие и имеющие внешние долги, покупали валюту впрок для того, чтобы при наступлении времени платежа расплатиться по этим долгам. Импортеры также покупали валюту. При этом и они ее покупали впрок, поскольку ожидали дальнейшего падения курса рубля. Экспортеры придерживали валюту, которую они зарабатывали благодаря реализации своей продукции за рубежом, ожидая дальнейшего падения рубля. Они не продавали валюту для того, чтобы больше заработать на курсовой разнице. Центральный банк сейчас предложил валютные кредиты под очень низкий процент для тех, кто нуждается в этой валюте под залог так называемых валютных контрактов. Это позволяет тем, кто хочет купить импортные товары занять соответствующие деньги, это позволяет погашать внешние долги тем, кто имеет эти долги. Ну и, соответственно, это должно ослабить (и, в принципе, это проявилось) давление на валютный рынок, поскольку нет необходимости впрок покупать валюту. Вы всегда можете дешево ее занять в Центральном банке».

Кроме того, он добавил, что Центральный банк ведет мониторинг ситуации с так называемыми валютными спекуляциями: «Сейчас эта ситуация отслеживается, и те, кто занимают деньги у Центрального банка, они не смогут грубо и откровенно направлять их на валютный рынок, создавая определенную нестабильность».

По его мнению, сейчас негативное влияние на курс рубля будет оказывать уже не комплекс факторов, а фактор цены на нефть, не подвластный контролю со стороны ЦБ. «На мой взгляд, с учетом принятых мер у ЦБ сейчас есть возможность не повышать, а наоборот постепенно снижать ключевую ставку. Он ее повысил для того, чтобы как раз охладить пыл валютных спекулянтов. В том числе тех, кто занимал у ЦБ относительно дешевые деньги и направлял их на валютный рынок. Сейчас, когда эти спекулянты контролируются, такой необходимости нет, и, соответственно, можно снижать стоимость заимствований у Центрального банка, то есть понижать ключевую ставку. Повышение ключевой ставки — это повышение кредитов для экономики и, соответственно, торможение экономического развития, развития бизнеса. Ее необходимо поэтапно снижать. В том числе, давая сигнал рынку, что все под контролем, и что теперь Центральный банк имеет возможность спокойно снизить ставку до приемлемых размеров для того, чтобы банки активнее кредитовали бизнес. Если в течение полугода мы снизим ее до 10, 5 %, то есть до тех размеров, которые были до повышения, это, на мой взгляд, будет вполне адекватное решение».