Весь 2014 год рынок недвижимости Москвы и России находился под давлением геополитических и макроэкономических факторов — к такому выводу пришли эксперты рынка, подводя итоги года. Конфликт вокруг Украины, ухудшение отношений с Западом, введение санкций, отток капитала, падение цен на нефть и девальвация рубля — все эти обстоятельства повлияли на недвижимость двояко. С одной стороны, их действие можно суммарно охарактеризовать как «денег стало меньше», а с другой, как «недвижимость снова оказалась предметом повышенного интереса», отмечают специалисты.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости» (IRN.ru), на протяжении 2014 года внешние факторы успели дважды вызвать ажиотаж вокруг недвижимости, чего никогда не было ранее. Первая волна ажиотажа пришлась на начало 2014 года и длилась с января по середину апреля и стала реакцией людей на ситуацию с присоединением Крыма и ухудшением отношений с западным миром. Тогда в равной мере повысилась активность как инвестиционных покупателей, так и поспешивших побыстрее купить квартиру для жизни и решить квартирный вопрос по принципу «пока не стало хуже». Вторая волна ажиотажа на рынке недвижимости началась в ноябре и достигла своего апогея в декабре 2014 года на фоне беспрецедентного обвала рубля. Она оказалась даже более сильной и более эмоциональной, чем первая, но, видимо, станет и более краткосрочной, прогнозируют эксперты. «По сути, рынок недвижимости захлестнула та же паника, что и все другие товарные рынки, и большинством людей двигало желание купить хоть что-нибудь, чтобы спасти деньги», — пояснили они.

Вполне понятна как рациональная, так и эмоциональная подоплека действий населения во время обеих вспышек ажиотажа, полагают авторы исследования. Впрочем, самое интересное в другом, уверены они. «В прежние годы любой ажиотаж на рынке недвижимости оборачивался ростом цен минимум на 20-30%, а то и до 100%, как было в 2003 или 2006 годах. На этот же раз цены на квартиры в Москве и в других городах и регионах России почти не выросли, особенно если сравнивать их с ростом курса доллара, прибавившем в 2014 году около 100%, — отметили аналитики. — Рублевые цены на недвижимость в Москве и Подмосковье прибавили за 2014 год 12% и к концу года приблизились к уровню в 190 тысяч рублей за метр. Из 12% годового прироста 4-5% пришлось на первую волну ажиотажа в начале года, остальные — на вторую половину осени и декабрь. Более того, если после Нового года курсы валют стабилизируются и покупательский ажиотаж быстро сойдет на нет, то потенциал дальнейшего роста квадратного метра выглядит сомнительным. По итогам же 2014 года недвижимость с трудом покрыла инфляцию, размер которой, очевидно, будет выше как прогнозных, так и официальных оценок».

Другое важное обстоятельство состоит в том, что недвижимость в Москве и Подмосковье не готова больше расти вслед за долларом, причем даже в элитном сегменте, добавили эксперты. Экономика за последние годы стала в основном рублевой, рублевые доходы и сбережения преобладают, поэтому платить за покупку или аренду жилья пропорционально доллару сейчас не может почти никто, пояснили специалисты. В связи с этим большинство продавцов перешло в рубли или зафиксировало курс, а та незначительная часть предложений, которая пытается привязаться к доллару, как правило, не продается. По этой причине цены на квартиры в Москве в долларовом выражении показывают ощутимый минус. Долларовый индекс стоимости жилья в столице снизился за 2014 год на 25% и составил к концу года менее 3500 долларов за метр (если ориентироваться на более динамичный еженедельный индекс). Индекс упал ниже «дна», достигнутого в 2009 году после кризиса 2008 года, и пока продолжает движение вниз.

В этих условиях продавцы жилья в дорогом сегменте чаще пытаются привязать цены к доллару, поэтому первое время дорогой сегмент выглядит более устойчивым. В разрезе географии самым устойчивым по цене оказался Центральный округ, за ним следуют наиболее престижные Западный округ и Юго-Западный округ. Все иные «народные» округа и районы, как и обычные типы жилья, показали примерно одинаковый минус с небольшими вариациями, отмечают авторы исследования. Впрочем, уточнили они, дорогой сегмент нередко только выглядит более устойчивым первое время после кризиса и ослабления рубля. Если же рассматривать более продолжительные периоды времени, например, 3-5 лет, то динамика цен в дорогом и недорогом сегментах оказывается почти одинаковой. То есть цены на дорогие квартиры все равно приходится снижать в той же пропорции, что и на типовое жилье, только происходит это позже и нередко в неявном виде.

«К концу 2014 года ситуация во всех сферах экономики зависла на распутье между сценариями 2008 и 1998 годов. Не вдаваясь в макроэкономические и политические детали, первый сценарий можно охарактеризовать как „умеренное ослабление рубля со скорым откатом назад“. Второй — „существенное ослабление рубля навсегда“. Какой из них в итоге реализуется в нынешних условиях, пока не ясно никому, — резюмировали аналитики. — Примечательно, что во время обоих кризисов, и в 2008, и в 1998 году, падение долларовых цен на недвижимость в Москве и России было почти одинаковым — примерно на 35%. Опять же, не вдаваясь в детали, можно сделать вывод, что в такой степени недвижимость теряет свою реальную стоимость по отношению к твердым валютам. В данной ситуации дело даже не в долларе, это может быть евро или юань, так как ослабление рубля происходит примерно пропорционально ко всем основным мировым валютам. Логично предположить, что и в нынешний кризис ослабления российской недвижимости к твердым валютам можно ожидать в той же пропорции, на 35% примерно. А вот динамика рублевых цен будет зависеть от итогового ослабления рубля и, скорее всего, будет разнонаправленной».