Российские регионы до сих пор не получили от Минтранса РФ форму, по которой должен быть составлен план транспортного обслуживания населения. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 28 января в департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.

22 января на совещании в Минтрансе РФ заместитель главы ведомства Алексей Цыденов сообщил, что в мае 2014 года была утверждена Концепция пригородных железнодорожных перевозок в Российской Федерации. Регионам было поручено разработать транспортный план пригородных перевозок всеми видами транспорта, в том числе железнодорожным и автобусным. По словам Цыденова, на конец января транспортный план не предоставил ни один из регионов. По словам замминистра, исходя из этого плана должен был утверждаться транспортный заказ на перевозки железнодорожным транспортом. При этом Воронежская область была названа замминистра в числе наиболее проблемных по ситуации с пригородными пассажирскими перевозками.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области в ответ на запрос, в мае прошлого года распоряжением правительства РФ был утвержден план мероприятий по реализации «Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом». Одним из пунктов данного документа является необходимость формирования регионами комплексных планов транспортного обслуживания населения.

«По сложившейся практике, форму любого программного документа задает федеральный орган исполнительной власти, в данном случае Министерство транспорта. Логика в данном случае понятна. Представим, что каждый из более чем 70 субъектов РФ, в которых осуществляются пригородные железнодорожные перевозки, направит в Минтранс свои данные в произвольной форме. В таком случае процесс учета данной информации и последующего контроля за реализацией мероприятий станет крайне затруднен и трудоемок», — отметили в региональном департаменте.

«Понимая это, на одном из летних совещаний 2014 года по проблемам пригородных железнодорожных перевозок ряд регионов, в том числе Воронежская область, запросил в Минтрансе единую форму такого комплексного плана. В ответ на эти обращения 5 августа 2014 года от министерства был получен для согласования проект „Концепции методических рекомендаций по формированию комплексных планов транспортного обслуживания населения субъектами Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных железнодорожных перевозок“. Внимательно ознакомившись с данным документом, департамент транспорта и автомобильных дорог области выдвинул ряд замечаний по доработке и 19 августа 2014 года направил их письмом в министерство. Известно также, что и многие другие регионы направляли в Минтранс свои замечания. Известно, что по результатам замечаний от регионов Министерством транспорта проводится работа по доработке Концепции методических рекомендаций, однако она не завершена, и по состоянию на сегодняшний день формат составления комплексного плана транспортного обслуживания населения в регионы, в том числе в Воронежскую область, не поступал», — сообщили корреспонденту ИА REGNUM в департаменте.

Как говорится в ответе на запрос, «для выполнения рекомендаций, изложенных в проекте Концепции, потребуется произвести большой объем исследований пассажиропотоков с учетом их сезонных колебаний, с привлечением научно-исследовательских организаций в сфере урбанистики и пассажирского транспорта. Поэтому грамотное составление комплексного плана транспортного обслуживания населения требует времени (примерно год подготовительных мероприятий)».

При этом, подчеркивают в департаменте транспорта, данный комплексный план «не является панацеей от всех проблем пригородного транспортного сообщения. Причина отмен пригородных поездов лежит в иной плоскости».

Согласно данным департамента, объем финансирования пригородной пассажирской компании «Черноземье» из бюджета региона растет ежегодно. Если в 2012 году сумма средств, перечисленных компании в виде компенсации, составляла 12 млн рублей, то в 2014 — 173,3 млн рублей. В конце 2014 года письмом на имя руководителя ОАО «РЖД» Владимира Якунина было направлено предложение региона о финансировании на 2015 год в размере 200 млн рублей. «Однако запросы структур ОАО „РЖД“ стремительно растут. Если в 2014 году для безубыточной работы перевозчику требовалось 475 млн рублей, то на 2015 год — уже 727 млн рублей. То есть произошло увеличение более чем в 1,5 раза. Сейчас себестоимость перевозки пассажира на электричке превысила стоимость поездки на такси», — сообщают в департаменте транспорта. При этом в случае неоплаты происходит отмена поездов — так, в Вологодской области с 2015 года отменены все пригородные поезда, в соседних с Воронежской областью регионах сокращение произошло в два — три раза.

«Чтобы избежать подобного результата, правительством Воронежской области проводится работа на всех уровнях: федеральном, региональном, на уровне ОАО „РЖД“. На компромисс идут все стороны. Область была вынуждена сократить часть поездов на тех направлениях, где самый малый пассажиропоток и есть возможность добраться автобусом. На совещании 22 января 2015 года у заместителя председателя правительства РФ А.В. Дворковича намечены поддерживающие меры со стороны государства, а также поручено ОАО „РЖД“ изыскать возможность снижения затрат на пригородное сообщение. Реализация всех этих мероприятий позволит сохранить костяк системы пригородных железнодорожных перевозок в Воронежской области», — сообщили в департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 12 января 2015 года на территории региона по решению "ППК «Черноземье» отменено 20 пригородных поездов, еще несколько были отменены с 1 и 2 января. Всего, по данным, приведенным ранее сенатором Сергеем Лукиным, Воронежская область может в 2015 году лишиться 105 электричек из 119, действовавших на конец 2014 года, в результате без транспортного сообщения может остаться 31 населенный пункт.

Подобная ситуация сегодня сложилась во многих российских регионах. Все изменения железнодорожники мотивируют «снижением заказа» со стороны регионов, губернаторы же заявляют о завышенных требованиях со стороны РЖД на субсидирование железнодорожных перевозок из бюджета. Губернатор Курской области Александр Михайлов открыто заявил, что действия железнодорожников (речь идет о "ППК «Черноземье») «носят характер шантажа». Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил о возможности создания новой пассажирской компании, которая составит альтернативу РЖД, и при этом сможет получать прибыль, не претендуя на деньги из бюджета.