27 января председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер на встрече с министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом сообщил, что первый газ по газопроводу «Турецкий поток», который будет проложен по дну Чёрного моря взамен нереализованному проекту «Южный поток», планируется подать в декабре 2016 года.

Руководитель Ближневосточной службы новостей Trend Руфиз Хафизоглу считает, что Азербайджан может не беспокоиться за судьбу своих турецких газовых контрактов и российский газ не станет конкурентом азербайджанскому на турецком рынке.

Руфиз Хафизоглу в публикации «Так ли опасен российский газ для Азербайджана?» напоминает о том, что Азербайджан имеет два контракта на поставку газа в Турцию: один («Шах Дениз-1») на 6,6 млрд кубометров газа и второй («Шах Дениз-2») — на шесть млрд кубометров. Первый контракт уже действует, второй вступит в силу в 2018 году.

Однозначно можно утверждать, что Турция не откажется от азербайджанского газа, пишет автор и называет пять причин для этого.

Первая — политическая: «Сегодня Анкара и Баку — самые близкие политические союзники не только в регионе, и они совместно противодействуют всем внешним и внутренним угрозам».

Во-вторых, отказ от азербайджанского газа поставит Турцию в зависимость от двух поставщиков — Ирана (с которым у нее до сих пор продолжается тяжба по цене на газ) и России, что, по мнению Хафизоглу, негативно скажется на энергетической безопасности и стоимости газа при отсутствии нормальной конкуренции.

«Так что Анкаре очень важны диверсифицированные источники поставок газа. Как показывает практика, при наличии каких-либо проблем на других направлениях Турция в первую очередь обращается к Азербайджану с просьбой увеличить поставки», — отмечает он.

В-третьих, совместно создаваемая Анкарой и Баку газовая инфраструктура — газопровод TANAP — рассчитана именно на транспортировку азербайджанского газа. «Дополнительные шесть млрд кубометров пойдут по этому газопроводу в западную часть Турции, в которой наиболее развито промышленное производство, высока плотность населения, обеспеченного газовой инфраструктурой, и, как следствие, — высокое потребление газа. Российский газопровод выйдет на берег в северной части Турции, и для доставки газа на запад понадобится инфраструктура», — поясняет эксперт.

В-четвертых, напоминает Хафизоглу, Турция имеет контракты по формуле «бери или плати», что предполагает оплату всего неотобранного в рамках контракта газа.

«И, в-пятых, что, в принципе, могло бы быть и „во-первых“, а именно: стоимость газа для Турции. В прошлом году, согласно данным турецких источников, Анкара приобретала иранский газ по 490 долларов за одну тысячу кубометров, российский — за 425 долларов, азербайджанский — за 335 долларов. Таким образом, азербайджанский газ в любом случае привлекательнее для Турции из-за его стоимости», — отмечает он.

Все это позволяет говорить о том, что Азербайджан может быть спокоен за судьбу своих турецких газовых контрактов, как, в принципе, и европейских, заключает Руфиз Хафизоглу.

Напомним, по словам председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, мощность мощности первой нитки газопровода — 15,75 млрд кубометров — будет полностью направлена на турецкий рынок. Суммарная мощность всех четырёх ниток газопровода должна составить 63 млрд кубометров газа в год. Газопровод, как предполагается, пройдёт 660 км в старом коридоре «Южного потока» и 250 км в новом коридоре в направлении европейской части Турции.

Как сообщало ИА REGNUM, в начале декабря прошлого года Россия приняла решение отказаться от проекта газопровода «Южный поток», поскольку Еврокомиссия так и не санкционировала его реализацию и Болгария не дала разрешения на строительство на своей территории. При этом Москва достигла договорённости с Анкарой о строительстве газопровода аналогичной мощности (63 млрд кубометров в год) через Турцию до границы с Грецией, где может быть создан газовый хаб для потребителей в Южной Европе.