Инициатива введения запрета на валютные ипотечные кредиты неактуальна, потому что в сложившихся условиях такую ипотеку уже никто брать не будет, считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM. «Эту ипотеку никто уже брать не будет. Этот запрет не имеет никакой актуальности сейчас. Он был бы актуален в 2006-2007 годах», — уверен экономист.

Кроме того, он обратил внимание на избирательность государственной заботы об ипотечных должниках: «Такой заботы рублевым должникам от государства еще, видимо, ждать и ждать. И это говорит о приоритетах государства: большая часть тех, кто брал валютную ипотеку — это люди, получавшие не 1000 долларов, а намного больше».

Экономист, биржевой эксперт Владислав Жуковский отметил, что люди были вынуждены брать валютную ипотеку, поскольку ипотека в рублях давалась под слишком высокие проценты. «Парадоксальная ситуация, когда в стране, которая претендует на то, чтобы быть крупным субъектом мировой политики и экономики — якобы суверенной, якобы сильной, самодостаточной и патриотичной, российские граждане почему-то берут деньги на срок 15-30 лет не в российской валюте, а и иностранной, которая является продукцией печатного станка наших стратегических конкурентов. Хотя, с точки зрения Конституции и федеральных законов, единственным легитимным расчетным средством платежа является российской рубль. Честно говоря, имеет смысл запретить гражданам брать ипотечные кредиты в иностранной валюте», — пояснил он.

Однако, как заметил Жуковский, многие брали кредиты в иностранной валюте не от хорошей жизни и не потому, что они были «страшными спекулянтами», а по той простой причине, что они просто объективно не могли взять кредит в российских рублях, где процентная ставка составляла 15 -16% годовых, а валютная могла обойтись в 7-8%.

Экономист объяснил, что формально платежи по ипотеке были в два раза меньше, и, к тому же, в середине нулевых годов рубль начал укрепляться, что делало валютные кредиты более выгодными. Он полагает, что обвинять россиян, которые пытались сэкономить средства, не в чем. «Государство российское и Центробанк сделали все возможное, чтобы ипотека была фантастически дорогой и просто неподъемной. Ни в одной стране мира, которая является нашим геостратегическим и геоэкономическим конкурентом, будь то Америка, будь то Европа, будь то Великобритания, будь то Япония или даже страны Латинской Америки и уж тем более Китай — нигде нет такой ставки по ипотеке в национальной валюте, как в России. В Америке нормальная ставка равна 3,7-4% годовых плюс есть огромное количество льгот, субсидии и рассрочки по этим процентным платежам, и эти платежи зачастую в два раза ниже, чем они официально публикуются. В Европе тоже ипотека в районе 3- 3,5%. В Китае — это 5-6%, и можно даже ниже найти. А российских граждан заставляли брать ипотеку в рублях под 15-20% в год. Ни от хорошей жизни россияне эту ипотеку и не брали. Поэтому у нас размер ипотечного рынка раз в 20 меньше, чем в Америке, Европе либо Японии, и раз этак в 10 меньше, чем в том же самом Китае». Владислав Жуковский отметил, что отсутствие вменяемой денежно-кредитной политики, отсутствие самодостаточной финансовой системы и долгосрочного рублевого кредита приводило к тому, что люди влезали в валютную ипотеку и долларизовывали свои обязательства или пассивы, обладая при этом рублевыми активами.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, глава Центробанка Эльвира Набиуллина поддерживает предложение о возможности запретить валютную ипотеку. Центробанк, по словам Набиуллиной, готов повысить коэффициенты риска для валютных ипотечных кредитов, чтобы сделать их «запретительными» для банков. Кроме того, она предложила запустить программу адресной поддержки заемщиков по валютной ипотеке.