Получено разрешение на возобновление единственного трансграничного рейса с севера России в норвежский Тромсё. Авиакомпанию, однако, требуется поддержать экономически, прежде чем она сможет в очередной раз пригласить пассажиров на посадку.

На рейсе Архангельск-Мурманск-Тромсё, соединяя людей в Баренцрегионе, два десятка лет под разными логотипами работали всё те же турбовинтовые Ан-24. Российские авиакомпании, базировавшиеся неизменно в Архангельске, меняли названия: Аэрофлот — Архангельские авиалинии — «Аэрофлот-Норд» — «Нордавиа».

«Авиарейс Тромсе-Мурманск-Архангельск имел неоценимое значение для налаживания и поддержания тесных связей и для Баренцева сотрудничества в целом», — пишет Лине Фюседаль, председатель правительства губернии Трумс в письме губернатору Архангельской области Игорю Орлову.

Сегодня полёты проводит компания «Псковавиа», но билеты приобретаются у «Нордавиа».

«На этом рейсе „Нордавиа“ терпела убытки, около 2 миллионов норвежских крон (226.000 евро) в год. „Нордавиа“ компания большая и могла компенсировать такие потери. „Псковавиа“ это маленькая региональная авиакомпания, у неё четыре Ан-24, ей такие убытки не покрыть», — объяснил BarentsObserver'у Александр Галицкий, представитель обеих авиакомпаний в аэропорту Тромсё.

Осенью прошлого года рейс пришлось закрыть, поскольку норвежское управление гражданской авиации перестал устраивать тот факт, что лицензия, по которой летает «Псковавиа», принадлежит «Нордавиа».

На прошлой неделе, после того, как авиакомпании и российские авиационные власти договорились о передаче лицензии «Псковавиа», управление гражданской авиации Норвегии утвердило заявку на включение в нынешнюю зимнюю программу.

Впрочем, Александр Галицкий отмечает, что рейсу, чтоб его снова можно было открыть, необходима экономическая поддержка.

Получить финансовую помощь в Архангельске будет нелегко. В условиях огромного дефицита бюджета в Архангельске сталкиваются с большими трудностями при изыскании средств на поддержку местного воздушного и железнодорожного сообщения.

В Мурманске найти источники субсидирования может оказаться ещё труднее. «Экономическое положение области очень затруднительное, финансировать компанию, базирующуюся в аэропорту Архангельска, будет проблематично, — сказал BarentsObserver'у источник, близкий к администрации. — Самая большая проблема в том, что рейс международный, — поэтому субсидировать его из областного бюджета почти невозможно».

В октябре 2014 года губернатор Мурманской области Марина Ковтун и председатель правительства губернии Трумс Лине Фюсдаль подписали обновлённое соглашение о сотрудничестве, в котором транспорту и связи отводится одна из главенствующих ролей.

«Надёжное, регулярное, безопасное и доступное авиасообщение — ключевой фактор дальнейшего развития Баренцрегиона. Отмена рейса Тромсё — Мурманск — Архангельск на постоянной основе стала бы большой потерей для Баренцева сотрудничества и контактов между нашими регионами», — говорит она.

Администрация губернии Трумс оказывает финансовую поддержку новому авиарейсу Оулу — Лулео — Тромсё, связавшему северные районы Норвегии, Швеции и Финляндии.

С субсидиями или без, связывающий Тромсё и российский сектор Баренцрегиона рейс «Псковавиа» может пасть жертвой большой политики. В прошлом году российские авиационные власти отклонили заявку авиакомпании «Norwegian Air Shuttle» (она же просто «Norwegian») на пролёты через российское воздушное пространство.

«Разрешения управления гражданской авиации Норвегии выдаются с учётом общего понимания, что российские авиационные власти выдают разрешения норвежским и скандинавским авиалиниям в соответствии с действующими двусторонними соглашениями о воздушном сообщении. Если практика отклонения российскими авиационными властями заявок норвежских авиаперевозчиков на пролёт над российской территорией будет продолжаться, в дальнейшем это может иметь последствия для заявок российских перевозчиков», — говорится в письме.