Для казахстанской «нефтянки» конец прошлого года был тяжелым вдвойне. Во-первых, неожиданно резко упала цена на главный экспортный продукт Казахстана — на нефть. Во-вторых, так и не была запущена коммерческая добыча на месторождении Кашаган — пожалуй, самом сложном и самом грандиозном нефтепроекте страны.

Сокращают бюджеты, но не кадры

Как признались в беседе с корреспондентом ИА REGNUM представители компаний-подрядчиков, в конце прошлого года влияние негативных тенденций еще не было заметно. Но уже в начале текущего крупные добывающие компании стали сокращать бюджеты. Эту информацию подтверждает и высказывание министра энергетики Казахстана Владимира Школьника. «Экономика Казахстана столкнулась с глобальными кризисами в мировом хозяйстве, которые характеризуются понижающимися ценами на нефть, что приводит к снижению объемов добычи нефти недропользователями и как следствие к сокращению бюджетов компаний», — сказал он на состоявшемся недавно форуме по развитию местного содержания.

Рынок насторожился. Подрядные организации пока не сокращают людей, но уже ищут способы уменьшить расходы.

Впрочем, даже если бы кто-то и решился на массовые сокращения, это вряд ли бы удалось. Как стало известно корреспонденту ИА REGNUM, власти настоятельно не рекомендуют увольнять кого-либо. В сложной для компании ситуации они советуют отправить людей в неоплачиваемые отпуска. По всей видимости, опасаются неприглядной статистики.

Надежды сервисные компании возлагают в основном на проект будущего расширения на одном из трех крупнейший месторождений страны — на Тенгизе. Там стартует огромная стройка, в результате которой должен значительно увеличиться объем добычи. Проект рассчитан на 5 лет, объем инвестиций составляет 20 миллиардов долларов.

Однако, как сообщил на днях министр энергетики Владимир Школьник, стоимость этого проекта может быть в ближайшее время пересмотрена. «Ведется работа по оптимизации Проекта будущего расширения в сторону уменьшения стоимости, и в конце года мы уже будем принимать решение о его утверждении», — сказал он.

В главной нефтегазовой компании страны — в «КазМунайГазе» — также не планируется сокращать кадры. Об этом в понедельник, 9 февраля, в ходе брифинга для СМИ рассказал председатель правления КМГ Сауат Мынбаев. По его словам, никаких увольнений, связанных со снижением цен на нефть, не будет. Однако, заметил спикер, продолжается трансформация холдинга «Самрук-Казына», в который входит и национальная компания «КазМунайГаз». В рамках этого процесса плановые сокращения будут, но они не связаны с ценой на нефть, заверил глава КМГ.

Зарплаты он тоже пообещал не урезать. Но и повышения работникам компании в этом году ждать не стоит.

Скандал с участием Миттала

Если в «нефтянке» предприниматели пока удерживаются от увольнений, то в другой сфере, также связанной с добычей полезных ископаемых, в этом году уже прогремел скандал. Угледобывающая компания «АрселлорМиттал Темиртау», принадлежащая одному из богатейших людей планеты Лакшми Митталу, заявила о сокращении зарплат на 25% — 50%.

Это вызвало негодование не только народа, но и казахстанских властей. Правительство в ответ пригрозило отменой всех мер государственной поддержки, свое возмущение ситуацией высказали и профильные профсоюза, и даже прокуратура заявляла, что урезание зарплат незаконно. На что топ-менеджеры «Арселлор Миттал» говорили, что денег нет.

Наконец в понедельник, 9 февраля, акимат Карагандинской области, профсоюзы и компания подписали меморандум о сохранении заработной платы на прежнем уровне. Обещают, что до 17 февраля металлурги и шахтеры получат то, что им недодали за январь.

Способы сэкономить

Как сообщил Сауат Мынбаев, в целях экономии «КазМунайГаз» планирует избавиться от некоторых непрофильных активов. По его словам, самое крупное зарубежное предприятие «КазМунайГаза» — это KMG International, бывшая Rompetrol. Эта компания сохранит основные активы, связанные с нефтепереработкой и реализацией нефтепродуктов, однако лишится непрофильных. В том числе имеющих отношение к добыче и к химической промышленности. Также планируется продать «небольшое подразделение на Украине».

Навстречу геологоразведке

Снижение цен на нефть и проблема Кашагана заставили власти всерьез задуматься об эффективных мерах по увеличению добычи нефти. При самом благоприятном стечении обстоятельств Кашаган удастся запустить лишь через два года. А наращивать-то добычу хочется. Вице-министр энергетики Узакбай Карабалин заявляет, что на сегодня приоритетными для министерства направлениями являются расширение углеводородной ресурсной базы, повышение эффективности разработки действующих месторождений и подготовка отечественной индустрии к работе в новых условиях, требующих инновационных подходов. Власти планируют стимулировать приток инвестиций в геологоразведку, они будут заложены в готовящемся сейчас новом Кодексе о недрах.

«Документ кардинально упростит порядок предоставления права недропользования на геологоразведку и обеспечит расширение международного сотрудничества для разведки новых месторождений нефти и газа», — пояснил Узакбай Карабалин.

Итак, разведке придают сейчас серьезное значение. «КазМунайГаз» затратит на геологоразведку около 600 миллиардов тенге, что должно привести к росту доказанных запасов компании с 811 миллионов тонн в 2014 году до 1,26 миллиардов тонн в 2024. По информации Сауата Мынбаева, в 2014 году КМГ пробурил одну разведочную скважину на участке Жамбыл на структуре Жетысу, также пробурена одна разведочная скважина и начато бурение 2-х глубоких поисковых скважин на участке Урихтау.

В пресс-релизе «КазМунайГаза» также отмечается, что проводятся сейсморазведочные работы 3Д. Завершено бурение одной оценочной скважины на структуре Ракушечное море. Подготовлены новые инвестиционные перспективные проекты: Оркен, Шетпе, Прибрежное, Королевское (надсолевой), Жиланшик, Бектурлы Восточное, Самтыр, Устюрт, Исатай, Косбулак.

Кроме того, будут применяться всевозможные технические средства для повышения отдачи пласта. Сегодня, по словам господина Карабалина, из казахстанских месторождений удается добыть лишь 30% имеющейся нефти. Этот показатель планируется довести до 50%.

Прогнозы

Снижение цен на нефть заставило «КазМунайГаз» несколько раз пересматривать бюджет, рассказал Сауат Мынбаев. В результате остановились на цене в 50 долларов за баррель.

По мнению спикера, основными причинами падения цен стали борьба за юго-восточные рынки, инвестирование в нетрадиционные углеводороды, а также геополитические факторы.

При этом, как пояснил глава нацкомпании, Тенгиз является «одним их самых эффективных месторождений в мире». На Карачаганаке, по его словам, также стоимость добычи невелика. Поэтому обоим гигантам при нынешней дешевизне барреля по большому счету ничего не грозит. А вот проблемный Кашаган, по словам господина Мынбаева, будет рентабелен лишь при 100 долларах за баррель. Но большой проблемы председатель правления КМГ в этом не видит, так как проект долгосрочный. «Понятно в долгосрочном периоде это приемлемо для подрядных компаний, поскольку по таким гигантским месторождениям они рассматривают перспективу не только до 2041 года (формальный срок контракта), но для Республики, понятно, за пределами 2041 года, как минимум лет 50 добыча дальше будет происходить», — пояснил он.

Впрочем, есть и плюсы в том, что нефть так сильно подешевела. В Казахстане снизились цены на ГСМ. И, как прогнозирует Сауат Мынбаев, топливо продолжить дешеветь. Способствует этому, в частности, и нынешняя затоваренность нефтехранилищ. При том что нормы по переработке для нефтеперерабатывающих заводов не снижены, так что запасы нефтепродуктов будут увеличиваться. Между тем, Казахстан пока не планирует закрывать границу для недорогого топлива из России, заверил Сауат Мынбаев. Что также будет способствовать снижению стоимости ГСМ внутри Казахстана.

Что касается непосредственно национальной компании, то ее руководитель прогнозирует прирост запасов жидких углеводородов на 3 процента или 26 млн тонн.

А по добыче, говорит он, объемы компания постарается удержать на том же уровне, что в 2014 году. Тогда как чистый доход, скорей всего, снизится.

К слову, в прошлом году этого не произошло, так как досентябрьские фактические цены на нефть были выше заложенных в бюджете. Снижение началось только осенью. Поэтому план по чистому доходу в 2014 году был выполнен.

Многострадальный Кашаган

Когда в 2013 году в очередной раз не состоялся запуск промышленной разработки Кашагана, а в 2014 очень медленно решались вопросы с заменой труб, даже далекие от нефтянки казахстанцы стали поговаривать о том, что проект этот бесперспективен. Более того, озвучиваются сомнения в том, что шельф Каспийского моря принесет Казахстану те бонусы, на которые страна оптимистично рассчитывала еще 10 лет назад. Мало того что уже несколько скважин в рамках других шельфовых проектов оказались пустыми, так еще и постоянно растущая стоимость Кашагана при падении цен на нефть вызывает беспокойство.

Как известно, после произошедшей осенью 2013 аварии при пуске первой нефти, долго обследовались трубы на месторождении. И лишь на днях стало известно о том, что итальянская нефтесервисная компания Saipem выиграла контракт на прокладывание запасных трубопроводов на сумму около $1,8 миллиардов долларов.

В пятницу, 6 февраля, Saipem заявил, что North Caspian Operating Company (NCOC) заключила с ними контракт для строительства двух 95-километровых трубопроводов.

Отмечается, что строительство будет закончено к концу 2016. Как заверил журналистов Сауат Мынбаев, новые трубы будут сделаны из специального сплава, применяется особая техника сварки. Так что повторения неприятного инцидента на Кашагане быть не должно.

Время для возможностей

Кризис, как известно, — это время больших возможностей. Может, именно сейчас наступил такой момент, когда в Казахстан могут прийти российские нефтесервисные компании с невысокими ценами и огромным опытом работы в схожих с Казахстаном условиях. Евразийский союз, как-никак, имеют право. Тем более что официальная Астана не стала вводить никаких ограничений на поставляемые из России товары, хотя этот вопрос активно обсуждался последние несколько дней