В России за полгода цены на товары и услуги существенно выросли. Прежде всего, говорят о подорожании овощей и фруктов, сахара и мяса (91%, 90% и 89% респондентов, соответственно), а индексы роста цен* составляют 79, 78 и 76 п. Для сравнения, в сентябре 2014 г. показатель, отражающий восприятие роста цен на фрукты и овощи составлял 45 п. Такие данные опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), передает 19 февраля корреспондент ИА REGNUM.

Подавляющее большинство опрошенных также отмечают повышение цен на макаронные изделия, крупы (индекс — 71 п.) и молочные продукты (индекс — 68 п. — с 54 п. в сентябре 2014 г.). 85% респондентов сетуют, что сегодня приходится больше отдавать за хлеб (41% говорят о сильном скачке цен и 44% — о небольшом приросте), значение индекса — 61 п. — за полгода он вырос в полтора раза (с 38 п.).

Рост коммунальных платежей в настоящее время отмечают три четверти респондентов, оплачивающих квитанции, — 75% (в том числе 45% — существенное повышение), при этом за полгода ситуация практически не изменилась (в сентябре 2014 г. эта доля составляла 77%), соответствующий индекс равен 58 п. Аналогичным образом обстоит дело и с бензином: как осенью прошлого года, так и сегодня его подорожание заметили более половины респондентов (60% и 61%), показатели восприятия инфляции — 46 и 45 п., соответственно. По словам 60% респондентов, повысились тарифы и на проезд в общественном транспорте (значение индекса — 43 п.), при этом 24% заявили, что не заметили подорожания проездных билетов.

Каждый пятый житель России признается, что в последний месяц ему пришлось перейти к приобретению более дешевых продуктов (20%) или вовсе отказатсья от покупки некоторых товаров (23%). Каждый шестой начал это делать еще шесть месяцев назад (16% и 18%) и еще каждый пятый — более полугода (22% и 21%). К прочим «антикризисным» мерам большинству наших сограждан прибегать еще не приходилось. Среди наиболее распространенных моделей поведения можно выделить покупку продуктов впрок (сегодня это практикуют 39% опрошенных) и выращивание собственных овощей и фруктов (33%). Около трети ведут поиск более высокоплачиваемой работы или приработка (33%), тратят сбережения на повседневные расходы (30%). Четверть респондентов берет деньги в долг у знакомых (24%), пятая часть оформляет кредиты в банке (22%). Наконец, лишь 13% делают сбережения в валюте и 11% продают ценное имущество или даже личные вещи.

* Индекс роста цен демонстрирует восприятие жителями России инфляции. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу «цены значительно снизились» присваивается коэффициент (-1), ответу «цены снизились, но незначительно» коэффициент (-0,5), ответу «цены выросли, но незначительно» 0,5, ответу «цены значительно выросли» 1, ответу «цены не изменились» 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция по мнению жителей России.

Как отметили в ВЦИОМ, покупками и ведением хозяйства самостоятельно занимаются три четверти жителей России (76%): в том числе 38% возлагают эти обязанности полностью на себя и 38% делят их с другими членами семьи. Женщины (89%) и пожилые люди (78% старше 60 лет) делают это чаще, нежели мужчины (60%) и молодежь (57% от 18 до 24 лет). Не утруждают себя подобными хлопотами 23% опрошенных.

**В сентябре 2014 года эти варианты не предлагались.

Опрос проведён 31 января-1 февраля 2015 года. Опрошены 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.