Заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты по развитию АПК, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин считает, что программа импортозамещения в России существует только на словах. Об этом он заявил 4 марта в ходе пресс-конференции «Смягчение продуктового эмбарго: Россия двинулась в сторону отмены санкций?», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, никаких реальных инвестиций в сельское хозяйство нет. «Даже правительство Белоруссии, сразу после введения Россией продуктового эмбарго, приняло постановление о том, что инвестируют в молочную отрасль в 2015 году 2,3 млрд беларусских рублей. Но мы такого постановления не дождались, поэтому не предприняли никаких шагов к импортозамещению», — отметил Грудинин.

Он уверен, что инвестировать надо не только в сельхозпроизводство, но и в хранение продукции: по заявлению Минсельхоза от 30 до 50% овощей, плодов и ягод пропадает там, где их произвели. «Мало того, Минсельхоз сообщил, что перед началом посевной кампании агропроизводители массово стали отказываться от кредитов на ее проведение — деньги стали им недоступны, а количество невозвращенных кредитов превысило сумму 2 трлн рублей», — добавил Павел Грудинин.

Он уточнил, что по сравнению с 2014 годом, кредитов получено на 50% меньше. Покупая за границей семена, удобрения, оборудование, запчасти, при нынешнем курсе, затраты сельхозпроизводителей будут в два и более раз больше, а значит посевные площади будут уменьшены. «Рост цен на сельхозпродукцию неизбежен, если мы, конечно, не привезем дешевого продовольствия из Европы, но при нынешнем курсе это вряд ли возможно. Санкции особого влияния уже не имеют, потому что, если бананы стоят 100 рублей, многим они становятся недоступны», — пояснил Грудинин.

Член Комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов считает, что отмена эмбарго продовольствия для некоторых стран имеет, прежде всего, политическое значение: «Правительству было удобно решать продовольственные вопросы за счет импорта. Но сейчас нам необходимо думать о том, как мы создадим новую систему управления агропромышленностью, какие нужны экономические схемы, позволяющие в кратчайшие сроки приступить к потреблению собственных продуктов».

Член Комитета Совета Федерации по международным делам Анатолий Лисицин заметил, что правительство работает «в каком-то сонном режиме». Сенатор также обратил внимание на то, что уже полгода о программе импортозамещения лишь говорится, но в реальности ее нет. «Я уже выступал в Совете Федерации, отметив, что на 58 видов сельхозпродукции наложено эмбарго, но на производство этих же видов в Росиии никаких преференций нет», — подчеркнул он.

Сенатор, представляющий в СФ Ярославскую область, рассказал о трудностях с согласованием разрешительных документов на строительство в регионе завода по производству солода: «В течение 6 месяцев я не могу добиться никаких преференций, все ссылаются на старые законы, в которых нет ни слова об импортозамещении. В такой сложной обстановке работать нельзя».

Директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин, говоря о проблемах отрасли, отметил, что импортные продукты, даже при снятии эмбарго, в 2015 году будут стоить в два раза дороже. «При этом у нас 52% населения имеют доход меньше 15000 рублей», — заметил он, обратив внимание на еще одну проблему: качество продуктов из некоторых стран. «Мы не случайно отказались в свое время от продуктов из Бразилии и некоторых других стран. Не потому, что с ними не дружим, а потому что их качество не соответствует нашим стандартам. Если мы теперь посмотрим на решения Россельхознадзора, то увидим, что разрешен импорт продукции из Китая, Бразилии, Аргентины по многим видам товаров, как будто сразу эта продукция стала качественной. Это политические решения, но за них мы можем расплатиться здоровьем нации», — отметил Грудинин.

Аграрий обратил внимание еще на ряд проблем сельского хозяйства:

— Средства для поддержки сельского хозяйства идут банкам и ООО «Росагролизингу», что усложнят схему этой поддержки, а зачастую — делает ее невозможной.

— Средняя ставка по кредиту для сельхозпроизводителей — 2% и он выдается не менее, чем на 12 лет. У нас процентная ставка — 8-10%, со всеми преференциями.

— При утверждении ежегодного бюджета на поддержку сельского хозяйства заложено 4,5 млрд долларов, это вдвое меньше, чем было обещано при вступлении в ВТО.

— Необходимо законодательно закрепить программу продовольственной безопасности. Субъекты федерации обязали софинансировать эту отрасль, что невозможно при дефицитном бюдете. Это однозначно ведет к развалу.

Вывод напрашивается такой, что Россия не готова к импортозамещению. Поэтому, вполне закономерно, что сейчас обсуждается вопрос о смягчении продуктового эмбарго. Напомним, глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев рассказал о том, что в министерстве рассмотрят возможность смягчения продуктового эмбарго для Венгрии и Греции. Улюкаев также отметил, что смягчение должно соответствовать нормам ВТО.

Ранее глава МЭР отметил: «Надо найти решение, которое не противоречило бы нормам ВТО, потому что просто страновые исключения сделать нельзя. Решения могут позволить товарам из этих стран через механизм давальческого сырья, толлинга попадать на российский рынок».

Улюкаев не исключил и одностороннего смягчения продуктового эмбарго в отношении этих двух стран. По информации СМИ, власти России рассматривают точечные решения по смягчению продовольственного запрета на ввоз продукции западных стран. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял: «Пока не могу сказать, какие точно будут решения. Действительно, есть запросы из некоторых стран по отдельным послаблениям и запросы от компаний, которые работают в России и занимаются переработкой сырья, где нет наших заменителей, скажем так. Например, детское питание из органического сырья, просто органического сырья еще физически нет. Мы это серьезно рассматриваем».

Ранее о смягчении продуктового эмбарго со стороны России высказался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он заявил, что Москва будет разрабатывать новый механизм сотрудничества для поставок импортных товаров в РФ.