Аналитики заявили о впечатляющем росте безработицы в Российской Федерации в феврале 2015 года. Всего за месяц официально зарегистрировано свыше 90 тысяч новых безработных россиян, подсчитали в исследовательской группе W-City Community Research, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Вместе с тем, эксперты рынка труда настроены оптимистично, полагая, что способы сдержать этот рост есть быстрыми и эффективными мерами по господдержке трудовой мобильности граждан.

По данным Министерства труда, численность безработных граждан в России составила почти 980 тысяч человек. Эксперты рынка труда, опрошенные W-City Community Research, опасаются, что медлительность властей в принятии решений по борьбе с безработицей может спровоцировать всплеск социальной нестабильности в первую очередь в наиболее депрессивных регионах России.

Безработица в стране начала расти с конца 2014 года: за один только месяц, с 26 ноября по 24 декабря 2014 года, число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 6,3%. Для сравнения — годом ранее за тот же период их число выросло всего на 2,8%. Если такая динамика сохранится — а тому есть все предпосылки — к концу года армия официально зарегистрированных безработных россиян в стране может достичь 2 млн человек, опасаются эксперты. В бюджете меры поддержки предусмотрены лишь для 950 тысяч нетрудоустроенных.

Рост численности безработных отмечен в 80 из 85 субъектов Российской Федерации.

«С января 2015 года вступил в силу Федеральный закон, направленный на стимулирование внутренней миграции трудовых ресурсов на территории, испытывающие потребность в рабочей силе. Если закон заработает в полную силу, то многие проблемы трудоустройства соотечественников могут быть решены — в первую очередь путем повышения их мобильности. Это — фактически новая трудовая парадигма России, в которой, впрочем, уже давно живут развитые зарубежные страны: „дом — там, где есть работа“. План мероприятий по повышению мобильности граждан на 2014-18 гг. был подписан премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, и сегодня все ждут утвержденного перечня регионов приоритетного привлечения рабочей силы. В качестве таковых рассматриваются территории, на которых развивается инфраструктура, реализуются инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и экономические зоны, которые испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах. Считаю, что чем быстрее правительство РФ утвердит перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов, тем проще будет сформировать и наладить механизмы повышения этой самой трудовой мобильности россиян — причем, с непосредственным участием кадровых агентств, центров занятости и некоммерческих организаций, оказывающих профессиональную помощь в трудоустройстве всем группам граждан», — считает эксперт рынка труда Николай Рыжков.

Эксперт Управления социальной политики Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владимир Трубин все же надеется, что рост безработицы удастся сдержать. «Государство располагает набором инструментов и финансовыми ресурсами, остаточными для сдерживания роста безработицы. До уровня, способного породить социальную нестабильность, она не вырастет — об этом свидетельствует опыт преодоления международного финансового кризиса 2008 года. Так, уровень общей безработицы в России в 2009 году, по сравнению в 2008 годом вырос на 1,4 процентных пункта — с 6,2 до 8,3%. Однако уже в 2010 году произошло сокращение до 7,3%, а в последующие годы до 5,5% — то есть показателя более низкого, чем в предкризисные годы», — заявил он ИА REGNUM.

Что касается быстроты и эффективности мер по господдержке трудовой мобильности граждан для сдерживания безработицы, то этот тезис, по его мнению, не столь очевиден: «Действительно, трудовая мобильность является весьма эффективным инструментом решения проблем занятости — и исторический опыт СССР подтверждает это. Система стимулов в виде денежных выплат, компенсаций и льгот обеспечивала возможность на протяжении десятилетий осуществлять на добровольной основе территориальное перераспределение десятков тысяч людей в различных формах (переселение, переводы, общественные призывы, организованный набор и пр.) из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, в районы нового хозяйственного освоения, для обеспечения кадрами важнейших строящихся объектов и прочее».

Однако в новой России практически отказались от этих инструментов, рассматривая их как малопригодные в новых экономических условиях. Как подчеркнул Трубин, были утрачены кадры, организационные и методологические подходы, информационная база управления трудовой мобильностью. Он уточнил, что новые подходы на протяжении 90-х годов ХХ века и в последующее десятилетие не разрабатывались. Лишь в апреле 2014 года о трудовой мобильности как об управленческом инструменте вспомнили. Правительством Российской Федерации распоряжением от 24 апреля 2014 г. N663-р был утвержден план мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 годы.

«Однако это лишь перечень намеченных мероприятий, но не перечень конкретных мер, — ясных и понятных людям и предпринимателям, региональным властям, которые явились бы стимулами трудовой мобильности. Без этих мер рассчитывать на то, что люди скоро поедут на новые места, даже при наличии там вакансий, нельзя: нужно жилье, нужна социальная инфраструктура и др. Быстро решить эти вопросы, особенно в условиях дефицита бюджетной системы, а также неповоротливости административной системы, вряд ли удастся, хотя начинать нужно. Так что расчет на то, что в ближайшие годы активизация трудовой мобильности сможет решить проблемы безработицы, представляется неоправданно оптимистичным», — добавил эксперт.

Бизнес-эксперт, руководитель проекта «Бизнес — это просто!» Олег Карнаух, в свою очередь, считает, что данные по росту безработицы все-таки не могут считаться оптимистичными: «Даже по официальной статистике рост очень существенен. Не стоит забывать, что значительная часть рынка труда вообще не попадает в эту статистику. Также стоит понимать, что у нас перерегулированное законодательство, из-за чего многие люди фактически сокращены, но числятся в неоплачиваемом отпуске, например. На многих компаниях сокращения еще только запланированы».

С точки зрения поводов для оптимизма, он выделяет не господдержку, а другое явление — огромную емкость рынка малого бизнеса, которая может востребовать значительное число сокращенных и уволенных специалистов. «Фактически не развивавшийся в нашей стране малый бизнес теперь может приютить миллионы россиян, которые в ходе этого кризиса или организуют собственное дело или помогают его организовывать своим знакомым и друзьям. В рамках малого бизнеса, с учетом того, что он практически не развивался десятилетиями, очень низкая конкуренция, и открыть свое дело сейчас достаточно просто. Раздутые с точки зрения штата пузыри госкорпораций будут сдуваться, и люди будут приходить на реальный рынок. Будут открываться новые кафе, фирмы, частные производства. Будет развиваться рынок фриланса. В целом это будет очень полезно как для самих людей, открывающих свое дело, так и для российской экономики. Люди, которые фактически ничего не создавали и не производили никакого ВВП в крупных компаниях, теперь смогут внести свой вклад в нашу экономику», — добавил Карнаух.