Представленный Минвостокразвития законопроект «О свободном порте Владивостока» раскритиковали эксперты в Приморье. По их мнению, документ подготовлен на скорую руку, а сама идея современного порто-франко искажена. В то же время, федеральной инициативе о скорейшем экономическом развитии Приморского края и всего Дальнего Востока в целом не дадут реализоваться глупость, непрофессионализм и казнокрадство на местах.

Представленная в законопроекте концепция свободного порта Владивостока далека от классической формулы порто-франко и вряд ли привлечет инвесторов на территорию. По мнению директора института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин, новоиспеченный, пока только на бумаге, свободный порт Владивостока ничем не отличается от территорий опережающего социально-экономического развития. Об этом эксперт заявил в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM в пятницу, 6 марта.

«Разработанный законопроект — это очень сильное отступление от классической формулы свободного порта. Весь проект закона пропитан тем, что создаются преференции для предпринимательства. Я не вижу никакой разницы между территориями опережающего социально-экономического развития и представленным законопроектом „О свободном порте Владивостока“. Я считаю, что министерство сделало хитрый ход: не дав Владивостоку полной свободы, как это предусмотрено в классическом варианте порто-франко, они решили просто объявить Владивосток свободным портом только для имиджа. Полная таможенная свобода на Дальнем Востоке оставит бюджет страны без огромных денег. В таком виде свободный порт не привлечет ни одного иностранного инвестора», — уверен Александр Латкин.

Сразу после того, как Владимир Путин озвучил Федеральному Собранию поручение придать Владивостоку статус свободного порта в декабре 2014 года, эксперт говорил о том, что реализация этой идеи потребует больших финансовых вливаний в портовую инфраструктуру. Владивосток не готов к увеличению объемов грузопотока: мало железнодорожных путей, перевозка грузов автотранспортом уже сейчас полностью блокирует движение в столице Приморья, бухта Золотой Рог не в состоянии принять современные большегрузные суда. Сейчас, когда ощущается серьезный кризис в бюджете страны, эксперт ставит под сомнение реализацию федеральной инициативы.

«Было сразу понятно, что эта идея мало реалистична, с учетом того что сейчас творится в бюджете страны. То порто-франко, которое было при царской России, несравнимо с современным законопроектом. Я думаю, что все это само собой потухнет со временем. Так же как и госкорпорация „Сибирь и Дальний Восток“, которая в итоге ничего не сделала. Как можно делать свободный порт в городе, где снег не чистится, люди ноги ломают. Если бы в городе было бы все хорошо и комфортно, инвесторы бы давно сами сюда пришли, их не пришлось бы заманивать», — отметил Александр Латкин.

Директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM также указал на низкую эффективность представленного законопроекта.

"Данный закон был подготовлен на скорую руку во исполнение поручения президента Владимира Путина по аналогии с ранее принятым законом о территориях опережающего развития. Основной целью документа является неудержимое желание федерального центра обустроить опустевающий и технологически отсталый Дальний Восток. Между тем, пока не ясно как это желание будет реализовано и профинансировано, учитывая прогрессирующий финансовый кризис и необходимость серьезной модернизации портово-транспортной инфраструктуры. Привлекут ли предоставляемые налогово-таможенные льготы крупных инвесторов в край, имеющий пониженный инвестиционный потенциал? Не ясно и то, как будут стыковаться экспортно-ориентированные ТОРы и таможенно-очищенный «порто-франко», — отметил Александр Сухаренко.

По мнению эксперта, в процессе реализации президентской инициативы по созданию во Владивостоке свободного порта, существенное влияние на инвесторов и их поведение в регионе окажет имидж территории с высокими криминально-коррупционными рисками.

«Не утратили своей актуальности и криминально-коррупционные риски. По итогам прошлого года в общероссийском рейтинге по количеству зарегистрированных преступлений Приморский край занял 14-е место, а по количеству злоупотреблений чиновников и взяточничеству — 20-е и 10-е места, соответственно. Не все благополучно в крае и с точки зрения преступности иностранцев: 35-е место в общероссийском рейтинге. Таким образом, федеральная инициатива по скорейшему насыщению бюджета за счет экономического преобразования Приморья может натолкнуться на пресловутые для России проблемы: глупость, непрофессионализм и казнокрадство», — заявил эксперт.

Отметим, что Минэкономразвития России дало низку оценку степени регулирующего воздействия представленного законопроекта. «проект акта не содержит положений, устанавливающих ранее не предусмотренные или изменяющих ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности и ограничения в сфере деятельности, регулируемой на территориях Приморского края», — заключили в министерстве экономического развития РФ.

Как сообщало ИА REGNUM, представленным законопроектом предполагается, что статус свободного порта Владивосток получит на 70 лет. В его границы предлагается включить Артемовский и Владивостокский городские округа, Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы, Партизанский, Пограничный и Хасанский районы. Примечательно, что в состав свободного порта Владивосток не войдут территории, на которых созданы особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития.