С открытием навигации вне закона могут остаться 14 тысяч маломерных судов Архангельска

В Архангельске вызвал волну негодования запрет на использование маломерных судов, введенный распоряжением капитана порта 13 марта. Непопулярное решение было принято на основе утвержденного в конце 2014 года Правительством РФ «Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Одна из норм документа запрещает гражданам использовать маломерные суда (длиной до 20 метров) в акваториях морских портов и портов, расположенных на внутренних водных путях, в которых осуществляется посадка пассажиров и перевалка грузов. Их можно использовать только по разрешению капитана порта и только в случае предотвращения (устранения) последствий экстренных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, и нужд порта.

Это значит, что жители островных территорий и рыбаки с открытием навигации 2015 года не смогут передвигаться в акваториях портов Архангельск, Онега, Соловки, Мезень и Котлас на маломерном флоте. При этом, по оценкам регионального управления МЧС России, в Поморье запрет коснется как минимум 14 тысяч владельцев судов.

Ситуация взволновала судовладельцев, местные СМИ распространили критические публикации и после этого капитан решение о запрете отменил. Однако требования Правительства РФ остались без изменений.

В ситуацию вмешался губернатор области Игорь Орлов. 17 марта на заседании регионального правительства он дал поручение руководителю агентства по транспорту Архангельской области Вадиму Кривову предотвратить спорную ситуацию, которая может возникнуть в регионе с открытием навигации. «Мы не можем оставаться в стороне от проблемы передвижения маломерных судов в акватории порта Архангельск. Это надо исправлять! Авторы документа не оценили всех факторов жизни таких территорий, как областной центр и прилегающие к нему острова. Кто-то погорячился, оставив людей без связи с „большой землей“ и традиционного промысла. Проанализируйте решения Минтранса России и подготовьте дополнительные предложения по их изменению с целью безопасного передвижения в акватории порта Архангельск».

Отметим, что Игорь Орлов уже направил обращение министру транспорта РФ Максиму Соколову о том, что запрет на использование людьми катеров для обеспечения транспортной доступности и рыбалки нарушает конституционное право граждан на передвижение и может спровоцировать социальный взрыв. В письме глава региона предлагает расширить полномочия капитанов портов, связанные с регулированием движения маломерных судов, учитывая географическое положение порта, его специфику и традиционно-социальные условия местного населения.

«Запрет на использование маломерных судов физлицами в акватории портов совершенно не вписывается в жизненный уклад и реалии Архангельской области. Прежде всего, это коснулось бы жителей Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Онеги, Соловков, Мезени, Котласа и Приморского района. По оценкам регионального управления МЧС под запрет попали бы 14 тысяч владельцев судов! Поэтому перед принятием таких важных постановлений на федеральном уровне, нужен обязательный региональный мониторинг с выявлением позитивных и, что самое важное, негативных последствий. В нашем же случае негативные последствия все же были изучены не до конца. Много вопросов вызывает и поздняя реакция местных властей. Постановление Правительства РФ было подписано в ноябре прошлого года, а тревогу забили только сейчас, когда капитан морского порта Архангельск издал соответствующее распоряжение. Радует одно, что реакция хоть и была, на мой взгляд, поздней, она не стала запоздалой. Сегодня распоряжение капитана отменено и в перспективе, считаю, должно быть выработано четкое предложение по корректировке постановления Правительства РФ с учетом реалий Архангельской области и других регионов со схожей ситуацией», — заявил корреспонденту ИА REGNUM депутат областного Собрания, член ЛДПР Сергей Пивков, комментируя ситуацию.