Затраты на импорт электроэнергии составляют 20% ВВП страны, рассказал эксперт

Госкорпорация «Росатом» и Комиссия по атомной энергии Иордании 24 марта подписали межправительственное соглашение, создающее правовую базу для строительства первой атомной станции в Иордании. Подписи под документом поставили на встрече в Аммане гендиректор Росатома Сергей Кириенко и председатель Комиссии по атомной энергии Иордании Халед Тукан. Ожидается, что атомная станция будет состоять из двух блоков общей мощностью 2000 МВт, первый должен быть запущен в эксплуатацию в 2024 году, второй — в 2026 году.

«Около 97% для производства электроэнергии Иордания импортирует, затраты на эти цели поглощают около 20% ВВП страны, — рассказал руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков. — В условиях нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке зависимость Хашимитского королевства от поставок энергоресурсов создает дополнительные угрозы безопасности страны. Например, диверсии на газопроводе из Египта до сих пор были достаточно частым явлением. При этом, в недрах Иордании, по предварительным расчетам, находится около 65 000 тонн урановой руды (по данным на 2011 год, страна занимала 11-е место в мире по этому показателю). В ноябре 2014 года председатель Комиссии по атомной энергетике королевства Халед Тукан заявил, что Амман к 2020 году готов даже начать экспорт данного вида сырья на внешние рынки. В этих условиях стремление иорданских властей создать собственную атомную отрасль более чем логично. Подобные планы были анонсированы еще в 2009 году. В стране были и противники данных планов, чьи протесты были особенно заметны в 2012 году, но власти, в итоге, остались верны избранной ранее стратегии. Как известно, о победе россиян в данном тендере было объявлено еще осенью 2013 года».

«Реализация данного проекта может повысить шансы России на заключение подобных контрактов в других арабских странах, интерес которых к развитию атомной отрасли вновь заметно вырос еще накануне „Арабской весны“, — резюмировал он.

»Строительство АЭС за рубежом — высокопрестижный и весьма доходный вид инжиниринговых услуг, — напомнил доцент кафедры государственного регулирования экономики Института госслужбы и управления РАНХиГС Иван Капитонов. — Россия на этом рынке чувствует себя достаточно уверенно: Росатом успешно строит многочисленные станции и оказывает услуги по их дальнейшему обслуживанию по всему миру, в странах СНГ, ЕС (Финляндия), АТР и странах Ближнего Востока (Турция, Иран). В связи с этим не вызывает особого удивления недавнее подписание соглашения о строительстве станции в Иордании на базе двух блоков ВВЭР-1000, таким образом по российской технологии будет построена суммарная мощность 2 ГВт. Сумма инвестиций в проект — 10 миллиардов долларов, сроки пуска блоков — 2024 и 2026 гг. Победа в тендере, который завершился еще в конце 2013 г. — результат безусловного признания заслуг и превосходства отечественной атомной энергетики, т. к. в выигранном тендере кроме Росатома участвовали ведущие атомные компании мира: AREVA, Mitsubishi Heavy Industries Ltd и канадская королевская корпорации AECL. В результате победы в тендере, в сентябре 2014 года компания «Русатом Оверсиз» подписала с комиссией по атомной энергии Иордании соглашение о развитии проекта строительства первой иорданской АЭС, и теперь подписано соглашение непосредственно о строительстве".

«Необходимо сказать, что Иордания весьма последовательна в своей настойчивости развивать атомную энергетику, — отметил эксперт. — Это выражается не только в отстаивании права на развитие мирного атома, ведь долгое время США навязывали Иордании модель сотрудничества по типу США с Объединёнными Арабскими Эмиратами. В этом двухстороннем соглашении содержится обязательство Эмиратов не заниматься обогащением урана и переработкой ОЯТ. Вашингтон хотел бы, чтобы к поступку ОАЭ присоединились бы не только ОАЭ, но и Иордания, точно так же, как и другие страны региона. Конкретно для Иордании американская сторона предлагала вариант, согласно которому Иордания могла бы добывать на своей территории уран, но не имела бы права самостоятельно изготавливать из него топливо. Но, открыв существенные залежи урана (по отдельным данным, свыше 20000 тонн) с помощью французской компании AREVA, Иордания в 2012 г. не продлила с ними контракт, предпочтя добывать и делать критические сборки (первая иорданская подкритическая сборка нулевой мощности была запущена в исследовательских целях 2011 г.) из урана самостоятельно. Таким образом, страна отрицает сотрудничество по навязываемым схемам с США и строит самостоятельную энергетическую политику в регионе».

«Иордания заинтересована именно в атомной энергетике потому, что почти вся электроэнергия в стране производится из нефти газа, а эти энергоносители, в свою очередь, импортируются, на что тратится около 20% ВВП. Наличие этой АЭС позволит утилизировать имеющиеся в Иордании запасы урана и окажет положительное влияние на экономику, снизив стоимость электроэнергии, что позволит приступить к реализации крупных инфраструктурных проектов и поднять экономику на принципиально иной по качеству уровень», — уверен Капитонов.