Проблемы пригородного транспорта железнодорожники перекладывают на субъекты РФ, считают в администрации региона

ОАО «Российские железные дороги» не заинтересовано в оптимизации затрат на пригородные перевозки, в результате эксплуатация и развитие этой сферы перекладывается на регионы. Так в администрации Смоленской области корреспонденту ИА REGNUM прокомментировали заявление вице-президента РЖД Михаила Акулова о том, что ряд субъектов РФ (в том числе и Смоленская область) начали отказываться от электричек, потому что они «не нужны».

Как сообщили ИА REGNUM в ответе на запрос, на 2015 год между департаментом Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству и ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ОАО «Центральная ППК») заключен договор на обслуживание жителей региона пригородным пассажирским транспортом. В соответствии с этим документом, на территории Смоленской области в этом году курсирует 62 пригородных поезда, однако по сравнению с прошлым годом число электричек сократилось на 11.

Среди отмененных электричек — №6101 «Москва — Гагарин», №6102 «Гагарин — Москва», №6103 «Москва — Гагарин», №6104 «Гагарин — Москва», №6731/6732"Смоленск «Кольцо», №6383 «Фаянсовая — Рославль», №6384 «Рославль — Фаянсовая», №6605 «Рославль — Жуковка», №6606 «Жуковка — Рославль», №6431 «Ржев Балт. — Вязьма», №6434 «Вязьма — Ржев Балт.». В администрации подчеркнули, что сокращаемые железнодорожные маршруты, за исключением «Гагарин-Москва» и «Москва-Гагарин», «не пользовались повышенным спросом у смолян». Сокращенные маршруты заменили автобусами. Что касается остальных поездов, то их составность и количество осталось неизменным, подчеркнули в администрации области.

На 2015 год в бюджете региона на возмещение недополученных доходов от пригородных перевозок железнодорожникам предусмотрено 30 млн руб. Однако, напомнили в администрации области, с учетом постановления правительства РФ от 5 января 2015 года №8 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 844», в 2015 году эксплуатационные расходы на железнодорожные перевозки значительно возрастут. Результатом станет крупномасштабное сокращение размеров движения пригородных поездов в российских регионах.

«В создавшихся условиях, несмотря на социальную значимость пригородных пассажирских перевозок, регионы вынуждены прекращать движение ряда поездов. Регионы не в состоянии компенсировать предъявляемые пригородными пассажирскими компаниями убытки. Согласно представленным расчетам убытки от пригородных перевозок железнодорожным транспортом по территории Смоленской области за 2014 год составляют около 150 млн руб. По прогнозам в 2015 году эта сумма превысит 350 млн рублей», — говорится в ответе администрации Смоленской области.

«В структуре тарифа на пригородные пассажирские перевозки оплата услуг ОАО „РЖД“ занимает более 90%, — подчеркивают в обладминистрации. — Из указанных услуг только оплата по использованию инфраструктуры регулируется Федеральной службой по тарифам, остальные платежи за услуги рассчитываются ОАО „РЖД“ самостоятельно и определяются на основании договора двух хозяйствующих субъектов. На данный момент структура затрат по пригородным пассажирским перевозкам абсолютно не прозрачна. При такой схеме полностью исключена заинтересованность ОАО „РЖД“ в оптимизации собственных затрат, тем самым проблемы эксплуатации и развития пригородного транспорта перекладываются на субъекты Российской Федерации».

Ранее в интервью Российской газете вице-президент РЖД Михаил Акулов заявил, что Белгородская, Пензенская, Смоленская и Ульяновская области отказались от части электричек, движение которых было возобновлено по решению президента РФ. «Они посчитали, что эти поезда им не нужны. Навязывать свою точку зрения мы не будем», — цитирует издание Акулова.

Как уже сообщало ИА REGNUM, массовые сокращения электричек в регионах РЖД проводило в конце 2014 года — начале 2015 года. Например, в Смоленской области перед Новым годом стало известно об отмене семи пригородных поездов. Ситуация в ряде регионов практически дошла до критической точки, когда в нее вмешался президент РФ Владимир Путин. После резкой критики действий РЖД и правительства РФ с его стороны, с начала февраля РЖД вернуло все «оптимизированные» электрички. В числе возвращенных электричек были и поезда, которые были отменены в Смоленской области.