Эксперты подозревают, что компания пытается обвалить собственные акции, дабы скупить их и избавиться от миноритариев

Российский калийный гигант «Уралкалий» в очередной раз удивляет собственных инвесторов, отмечает Полит.ru. Издание приводит мнение экономического обозревателя Эндрю Эшворта, полагающего, что компания пытается обвалить собственные акции, чтобы скупить их и избавиться от миноритариев.

Эшворт напоминает, что в августе 2013 года «Уралкалий» расторг сбытовое соглашение с «Беларуськалием», «вызвав настоящее землетрясение на калийном рынке, количество игроков на котором можно пересчитать по пальцам одной руки». По его мнению, «имея самую низкую в отрасли себестоимость добычи, „Уралкалий“, вероятно, тогда рассчитывал увеличить долю на рынке. Цены на калийную продукцию резко упали, инвесторы были в шоке, от которого не до конца оправились и по сей день. История продолжилась арестом тогдашнего гендиректора компании Вячеслава Баумгертнера белорусскими властями и переходом мажоритарного пакета акций компании от Сулеймана Керимова к тандему из Дмитрия Мазепина и Михаила Прохорова. При этом оперативное управление компанией взяла в свои руки команда Мазепина, который на тот момент уже владел рядом химических активов, в частности „Уралхимом“ и миноритарным пакетом „Тольяттиазота“. Председателем совета директоров „Уралкалия“ стал приближенный к российскому президенту глава госкомпании „Ростехнологии“ Сергей Чемезов».

5 марта 2015 года «Уралкалий», депозитарные расписки которого торгуются на Лондонской бирже, провел телефонную конференцию для инвесторов. По традиции, такого рода мероприятия призваны создавать у них максимально оптимистическую картину состояния дел в публичной компании. Между тем, как сообщает Полит.ru, в этот раз топ-менеджеры «Уралкалия» сделали явный акцент на сложностях и проблемах, стараясь создать если не «черную», то, как минимум, «серую» картину, удивив участников телефонной конференции. Директор по маркетингу и продажам Олег Петров говорил о российском финансово-экономическом кризисе, неблагоприятной конъюнктуре на рынках, девальвации валют в развивающихся странах и о подорожании цен на специальные металлы и сплавы, из которых делается оборудование, приобретаемое компанией. Финансовый директор Антон Вищаненко акцентировал необходимость увеличить капитальные затраты почти в три раза — с 14 млрд.руб. в 2014 году до 33,6 млрд.руб. в 2015 году, в связи с чем менеджмент и совет директоров намерены придерживаться «консервативной» политики в вопросах выплаты дивидендов. А генеральный директор «Уралкалия» Дмитрий Осипов заявил, что восстановительные работы на аварийной шахте «Соликамская-2» не могут гарантировать от затопления смежную шахту «Соликамская-1» — основной добывающий актив компании. В выпущенном в день общения с инвесторами пресс-релизе подчеркивалось, что «Уралкалий» работает «в условиях замедления темпов экономического развития, нестабильности на валютном рынке и общего неблагоприятного геополитического фона».

По мнению Эшворта, «вся апокалипсическая риторика топ-менеджеров, вкупе с принятым в конце 2014 г. решением о невыплате промежуточных дивидендов, посылала отчетливый сигнал инвесторам задуматься о перспективах компании и целесообразности держать ее акции». При этом эксперты калийного рынка совсем не разделяют «пессимизма» компании «Уралкалий». Сразу после телефонного общения компании с инвесторами ведущие финансовые аналитики озвучили собственные прогнозы. Morgan Stenley, к примеру, повысил целевую цену бумаг «Уралкалия» с $17,1 до $18, 5 c потенциалом роста в 25%. Похожий прогноз на рост стоимости акций дал и Credit Suisse, отметив, что чистая выручка компании в 2014 г. выросла на 5% до $ 2,78 млрд., EBITDa на 9% до $1,78 млрд., а рентабельность по EBITDa до 64%. 26 марта 2015 года аналитики UBS заявили, что собственный вагонный парк и морская инфраструктура позволяет «Уралкалию» обеспечивать самый низкий в мире уровень затрат на доставку поташа — $ 107/т, а с ее торговыми возможностями может сравниться только Canpotex. UBS повысил прогноз доходности на акцию на текущий год с $0,47 до $1,44 и оценил прогнозный рост стоимости акций в 20%.

Из этих цифр автор делает вывод, что финансовое состояние «Уралкалия» вполне устойчивое, компания обладает существенными конкурентными преимуществами на мировом рынке, а ее акции безусловно могут являться перспективной инвестицией. По оценкам экспертов, на сегодняшний день компания является одним из самых привлекательных активов на мировом рынке добычи полезных ископаемых. Специалисты, "знакомые с реальной ситуацией в сфере добычи калия, придерживаются мнения, что большинство «апокалипсических» аргументов руководства компании голословны и имеют целью намеренно создать искаженную картину, полагает Полит.ru: «В частности, за объявленными гигантскими капитальными затратами, по всей видимости, не стоит никаких продуманных и подготовленных планов, а главной целью таких деклараций является наведение „жути“ на инвесторов». Анонсированные многомиллиардные затраты кажутся обозревателю абсурдными и в связи с новыми добывающими калийными проектами в Канаде: «Уже сегодня на калийном рынке существуют избыточные мощности, а с учетом новых проектов их число может стать критическим. В этих условиях для „Уралкалия“, обладающего самой низкой себестоимостью продукции в отрасли, нет никакого смысла делать дополнительные инвестиции в резкое наращивание добычи. Аналогичная ситуация и с произошедшей в прошлом году аварией на шахте „Соликамская-2“, о катастрофических последствиях которой также заявляет руководство „Уралкалия“. В действительности, последствия оказались не фатальными — рудник продолжает работать, хотя и на пониженных объемах. Произошедшее в связи с аварией снижение добычи, с учетом общей ситуации в отрасли, может только способствовать поддержанию определенного уровня цен на рынке».

Эшворт считает неудивительным, что, несмотря на то, что он интерпретирует как попытки менеджмента «Уралкалия» во время телефонной конференции «разочаровать» инвесторов, акции компании сразу после события подскочили в цене. По слухам, на которые он ссылается, это вызвало крайнее неудовольствие у Дмитрия Мазепина, якобы потребовавшего у своих пиарщиков активнее «сливать» в прессу любую негативную информацию о компании. Автор замечает, что вскоре в ряде российских СМИ были опубликованы статьи об экономических «проблемах» на «Уралкалии», о старых провалах на рудниках, а 10 марта 2015 года неожиданно всплыла информация о неких налоговых проверках по сделкам между компанией и ее зарубежной торговой структурой в 2014 году. Одновременно с этим на сайте компании появилась новость о гибели одного из сотрудников.

Полит.ru сообщает, что в московских финансовых и юридических кругах активно циркулирует информация о том, что «Уралкалий» ведет конфиденциальные консультации о возможности организации процесса делистинга (ухода) с Лондонской биржи. В случае справедливости этой информации изданию кажется ясной тактика Дмитрия Мазепина, которую он описывает так: «Любыми путями добиться падения стоимости собственных акций, спровоцировать биржевых миноритариев на их продажу по демпинговой цене, выкупить акции, используя средства самой компании».

По мнению Эшворта, в дальнейшем, скорее всего, планируется выкуп акций всех остальных миноритарных акционеров, что могло бы позволить Мазепину сосредоточить в своих руках полный контроль за финансовыми потоками калийного гиганта. Если предположение верно, то автору кажется понятным, зачем компания, по его словам, «вместо выплаты дивидендов продолжает держать на своих счетах более двух миллиардов долларов». Юристы-международники, по словам автора статьи, полагают, что подобное поведение публичной компании может быть расценено как намеренное введение инвесторов в заблуждение и манипулирование акциями, что по британским законам является серьезным уголовным преступлением. Тем более, что среди зарубежных акционеров «Уралкалия» есть пенсионные фонды и другие институционные структуры.

Аналитики биржевого рынка также советуют внимательно следить за биржевыми операции с акциями «Уралкалия». Издание не исключает, что менеджмент, по его предположению, задавшийся целью «обвалить» собственные бумаги, может попытаться осуществить это чисто биржевыми методами, сыграв на понижение. На нынешнем крайне чувствительном рынке сделать это относительно нетрудно. Автор допускает, что на истории с Владиславом Баумгертнером уголовные проблемы «Уралкалия» могут не закончиться. Он предполагает, что политика руководителей компании может также стать объектами уголовного преследования.

Дмитрий Мазепин, сообщает Полит.ru, уже на протяжении многих лет ведет в качестве миноритарного акционера борьбу с основными владельцами компании «Тольяттиазот». Последних среди прочего он активно обвиняет в ущемлении прав миноритариев. Эшворту эти обвинения кажутся «весьма циничными» на фоне предполагаемой им «антиминоритарной» интриги. Автор выражает непонимание, насколько в курсе действий менеджмента независимые международные члены совета директоров «Уралкалия». Для репутации публичной компании и членов совета директоров, по мнению обозревателя, подобные действия могут оказаться разрушительными, тем более что председатель совета Сергей Чемезов уже находится под санкциями США и ЕС в связи с событиями вокруг Украине и новый международный скандал ему точно не нужен.