Иностранные инвесторы не полезут туда, где своих бизнесменов бьют по рукам — мнение

После вступления в силу Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в Приморье началась активная работа по созданию ТОРа «Надеждинский». В настоящее время краевые власти совместно с Минвостокразвития завершают разработку проекта постановления правительства РФ о создании на территории Надеждинского муниципального района территории опережающего развития. Тем не менее экспертное сообщество продолжает высказывать опасения по поводу реализации этого проекта. Так, генеральный директор ООО «ДВ-Инвест», член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», заместитель председателя общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край Денис Сарана сомневается в перспективах ТОРа «Надеждинский», об этом он рассказал в четверг, 2 апреля, в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

Напомним, что Приморью правительством РФ был одобрен лишь один ТОР из пяти представленных. На сегодняшний день в реализацию в регионе запущена территория опережающего социально-экономического развития «Надеждинский». Власти Приморья планируют получить одобрение на реализацию еще 4 готовых проектов и при этом разрабатывают пятый ТОР. Эксперт уверен, что закон «О Свободном порте Владивосток» станет перспективнее территорий опережающего социально-экономического развития.

«Один ТОР одобрен, так как проектов на большее количество не заявлено, и так заявленные три проекта для ТОРа занимают небольшую часть. А каждый ТОР „в чистом поле“ — это много денег на инфраструктуру. Свободный порт перспективнее, так как сможет работать на существующей территории и инфраструктуре», — отметил Денис Сарана.

На данный момент о готовности инвестировать в ТОР «Надеждинский» заявили три предприятия — ООО «Приморский кондитер», ООО «Инком ДВ» и ООО «Невада Опт». Под фирменными названиями потенциальных инвесторов скрываются кондитерское производство, логистический терминал и распределительный центр для сети супермаркетов. Представителей крупных производственных компаний, желающих вложить свои деньги в ТОР, пока нет. Эксперт сомневается и в том, что иностранные инвесторы захотят принять участие в новом российском проекте. Особенно, когда собственных бизнесменов в России «бьют по рукам».

"Сложно убедить иностранных инвесторов в перспективах на нашей территории, если они видят, с какими сложностями сталкиваются здесь местные инвесторы. «Если уж местные не могут разобраться с существующими реалиями и получают „по рукам“ при попытке что-то сделать, то, что уж нам туда лезть» — так рассуждают иностранцы. Например, наш порт (ОАО «Владивостокский морской рыбный порт») уже год не может приступить к выполнению крупного собственного инвестпроекта — строительству нового рыбного холодильника, так как ФГУП «Нацрыбресурс» вопреки всем законам не продлевает аренду причалов. О чём может идти речь в разговоре про инвестиции? Люди хватаются за головы и разворачиваются", — подчеркнул Денис Сарана.

Помимо этого, эксперт сомневается в том, что проекты, заявленные к реализации в ТОРе «Надеждинский», до конца обоснованы, а вложенные в инфраструктуру финансы смогут когда-то окупиться.

«Плюсы проекта — теоретическое развитие новых территорий, пусть с риском, но создание новой инфраструктуры целого района. Минусы — непонятна целесообразность проектов, мне кажется, они экономически не обоснованы сами по себе, не говоря уже про окупаемость необходимых инвестиций в инфраструктуру со стороны бюджета. Может быть, я ошибаюсь, необходимо посмотреть на документы, которых пока нет. Также непонятно, кто собственно осваивать будет деньги, если они будут всё-таки выделены», — заявил заместитель председателя общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе администрации Приморья, площадь ТОРа «Надеждинский» составит 807 гектаров. Объем привлеченных инвестиций на первом этапе составит 6,73 миллиарда рублей при бюджетном финансировании в 3,6 миллиарда рублей. Трудоустроены будут 1 630 человек. В рамках реализации второго и третьего этапов до 2021 года планируется привлечение частных инвестиций в объеме около 30 миллиардов рублей и создание 7 тысяч рабочих мест.

Экспертное сообщество Приморского края опасается, что ТОРы, как и прежние амбициозные проекты, не дадут ожидаемого эффекта, после чего постепенно прекратят свое существование. Денис Сарана на данном этапе реализации не видит перспектив ТОРа «Надеждинский».

«От ТОРов в общем я жду эффекта, но нужно смотреть на конкретные площадки. Пока больших перспектив именно в „Надеждинском“ я не вижу, так как заявлены весьма спорные проекты. Я бы пока не стал вкладывать бюджетные деньги в инфраструктуру, без тщательной проверки будущих проектов. И подождал бы, поискал штук 10 проектов хотя бы, никак не три», — отметил эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, экспертное сообщество Приморского края просит внести поправки в проект создания и реализации ТОРа «Надеждинский» для того, чтобы не допустить недобросовестной конкуренции. Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций подготовил свои предложения.