По мнению экспертов, ограничение работы магазинов и аптек до 23 часов выгодно только сетевым магазинам. Председатель комитета по развитию частного предпринимательства Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова заявила корреспонденту ИА REGNUM, что не понимает, почему вопрос об ограничении, согласно новым требованиям СНиП, работы предприятий и магазинов в цокольных, первых и вторых этажах зданий до 23 часов должен решаться именно сейчас.

«Что такого произошло, что послужило толчком к принятию этих правил? Мы сейчас говорим о том, что в стране сложная экономическая ситуация, люди пытаются заработать деньги, изворачиваются, чтобы выжить. Почему нужно это делать именно сейчас?» — добавила Елена Дыбова.

Представитель ТТП РФ заметила, что первым от новых правил пострадает малый бизнес: предприятия круглосуточного функционирования принадлежат, как правило, некрупным предпринимателям. «Эти небольшие магазины старались хоть чем-то привлечь покупателей и вывести их из сетевых магазинов. Такое чувство, что именно сети поспособствовали появлению этого решения, чтобы маленьким магазинам не осталось никакой ниши — их как будто решили добить. О магазинах шаговой доступности много говорится, но позитивного развития событий не происходит. Мы никак не достигнем понимания, что не должен человек за булкой хлеба идти в крупный сетевой магазин, у него должна быть возможность купить необходимое рядом с домом. Кроме того, эти маленькие магазины были необходимы фермерским хозяйствам, небольшим производителям, которым не по карману сети, чтобы каким-то образом продавать свою продукцию. Уберут одно звено, развалится и другое. К сожалению, я могу назвать это решение — наступательным движением на малый бизнес», — пояснила Елена Дыбова.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев также заявил корреспонденту ИА REGNUM, что крайне отрицательно относится к нововведению. «Не вижу ничего положительного в появлении этих правил. Во-первых, снизится количество рабочих мест, во-вторых — уменьшится заработок у предпринимателей. Для потребителя — тоже плохо, станет невозможно купить ночью тот же корвалол», — заметил Владимир Буев.

Эксперт добавил, что в целом объемы мелкорозничной торговли снижаются. По его словам, в Москве было 7000 нестационарных точек торговли, а осталось около 3000. «Закрытие такого рода предприятий на первых этажах ещё больше сузит сектор малого бизнеса, этот сегмент ещё больше монополизируется и перетечёт в сети. А не будет конкуренции — вырастут и цены. Запрет на ночную торговлю сократит и норму, и массу прибыли. Чем обусловлено появление новых правил — сложно сказать. Госаппарат и контрольные органы разрослись, всем нужно чем-то заниматься. И ещё один фактор — на всех трансформационных этапах, когда что-то запрещают, появляется теневой рынок — а это возможность снимать административную ренту», — пояснил Владимир Буев.

Напомним, 2 апреля «КоммерсантЪ» сообщил, что в распоряжении редакции появилось письмо уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности Андрея Даниленко заместителю министра промышленности и торговли Виктору Евтухову, в котором он просит отложить до 2017 года срок вступления в силу постановления правительства РФ, утверждающего новые требования СНиПа (Свода норм и правил). Эти требования были утверждены постановлением правительства РФ 26 декабря 2014 года. Согласно документу, с 1 июля 2015 года «в цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов».