Инициативу Путина ускоренно пытаются внедрить в жизнь: шишек много набьем

Экспертное сообщество продолжает обсуждать законопроект «О Свободном порте Владивостока». Несмотря на то, что документ получил значительное федеральное ускорение — только в декабре 2014 года президент РФ Владимир Путин обозначил инициативу о присвоении Владивостоку статуса свободного порта, уже на весенней сессии депутаты Госдумы должны принять законопроект, эксперты отмечают недостаточную готовность закона для вступления в силу.

Напомним, предоставить Владивостоку статус Свободного порта поручил президент РФ Владимир Путин в рамках своего ежегодного послания Федеральному Собранию в 2014 году. Представленным правительством законопроектом предполагается, что статус Свободного порта Владивосток получит на 70 лет. В случае необходимости срок будет продлен.

Государственно-правовое управление президента России одобрило концепцию закона «О Свободном порте Владивостока». Данный шаг, по мнению главы Минвостокразвития Александра Галушки, способствует скорейшему принятию закона, об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе администрации Приморского края. Тем не менее министр все же признает, что к документу есть замечания, но все они носят неконцептуальный характер. «Это нормально для законотворческого процесса, и мы обязательно учтем и отработаем все детали», — подчеркнул Александр Галушка.

Президент РФ Владимир Путин дал распоряжение принять закон «О Свободном порте Владивостока» уже на весенней сессии Государственной думы.

Документ потребует еще множество правок в процессе его внедрения в жизнь, об этом в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM заявил президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Тем не менее новый статус Владивостока откроет для всей страны перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а это является стратегическим направлением для России в нынешних сложных отношениях с Европой: «Принять можно все что угодно. Но не пришлось бы потом что-нибудь исправлять. Могу предположить, что чем раньше мы примем этот закон, тем раньше набьем себе шишек — тем раньше мы приведем закон в тот вид, в котором он должен быть».

«Очевидно, что наши отношения с Европой зашли в тупик. Напротив, отношения с Китаем развиваются весьма стремительно. Китай не имеет на Востоке своих портов, поэтому весь грузопоток, который может возникнуть на Дальнем Востоке, — это огромный потенциал. И президент это понимает. Речь идет также о нефти и газе, которые мы планировали на „Южный поток“. На Дальнем Востоке ведь нет никаких препятствий для продажи нашего углеводородного сырья. И на сегодняшний день это выход из сложившейся в стране кризисной ситуации», — добавил Георгий Мартынов.

Между тем президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья уверен, что успешной реализации закона может помешать «сопротивление бюрократического аппарата».

«Закон должен дать толчок развитию порта, но ведь порт начинается с причала. Что сегодня имеют рыбаки Приморского края, Сахалинской области и всего Дальнего Востока? У наших портовых организаций этих причалов просто нет. Процентов 80 находятся в государственной собственности. Оперирует ей Федеральное государственное унитарное предприятие „Национальные рыбные ресурсы“, которое должно сдавать портовым организациям эти причалы в аренду на 49 лет. Но по стечению странных обстоятельств этого не происходит. Дело дошло до президента России, но по сей день конфликт не исчерпан. Если благие намерения, с которыми Владимир Путин выступал изначально, будут встречать вот такое сопротивление бюрократического аппарата, то ситуация с мертвой точки не сдвинется», — подчеркнул эксперт.

По мнению директора института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александра Латкина, закон «О Свободном порте Владивостока» стал еще одной попыткой реанимировать Дальний Востока — все предыдущие пока дали нулевой результат. Спешка в процедуре принятия закона и его дальнейшей реализации не повредит. Эксперт уверен, что в отличие от многих других законов, в данном случае «комар носа не подточит».

«Я думаю, что главной причиной для спешки является то, что пока реальных результатов от предыдущих инициатив не было. Создание корпорации по развитию Дальнего Востока — по нулям, десять лет закону особой экономической зоны — по нулям, закон о территории опережающего социально-экономического развития — по нулям. Смена полпреда президента пока тоже ни к чему, кроме разговоров, не привела. Вторая причина: по весне активизируется сельскохозяйственный и ремонтный бизнес. Осенью же идет пора стагнации. В этой связи стоит отметить, что на данный момент неизбежно идет рецессия, заметно ухудшение экономической ситуации. Ждать середины осени было бы попросту опрометчиво», — отметил в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM Александр Латкин.