Судьба российской валюты в руках государства, снижения цен в России не будет, а кризис еще не начался

Финансовые эксперты Дальнего Востока не видят в ближайшем будущем перспектив для дальнейшего укрепления российского рубля. Курс национальной валюты в нынешнем состоянии выгоден государству, и Центробанк продолжит его удерживать на уровне 50-52 рубля. Между тем стабильности цен, в том числе и на продукты питания, ожидать не стоит. Они не изменятся в меньшую сторону, как изменились в большую при падении курса российского рубля.

«Необходимо понимать, что финансовый рынок нельзя обмануть. Недавнее укрепление рубля было связано в значительной мере с тем, что Банк России очень интенсивно внедрял механизмы валютного РЕПО. У рыночных агентов не возникало необходимости покупать доллары, так как их можно было взять в долг. Как только Банк России повысил ставки по валютному РЕПО, курс прыгнул с 49,5 до почти 54 рублей, чтобы потом, когда инвесторы пересчитали свои модели и убедились, что возможности проведения операций „carry trade“ еще не исчерпаны, вернуться к курсу 51,5 рубля за доллар. Текущие котировки интересуют инвесторов в гораздо меньшей степени, чем ожидания изменения монетарной политики государства. С сырьевыми ценами все тоже очень неясно, потому что чем больше усилий российская дипломатия вкладывает в рекламу российско-иранского сотрудничества, тем больше шансов, что наши недоброжелатели на Западе попробуют использовать этот рычаг против нас. Иранская нефть, в случае отмены санкций, может на некоторое время существенно изменить баланс спроса и предложения на сырьевом рынке. Важно помнить, что любой крупный нефтедобытчик в мире — наш конкурент, прямо или косвенно», — отметил в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM кандидат экономических наук, руководитель экспертного сообщества Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич.

Финансовый эксперт уверен, что кризис еще не закончился, и, даже наоборот, для некоторых сфер он еще не начался. Возможно массовое банкротство компаний, которые выдержали первую волну кризиса, но не смогут дотянуть до восстановления платежеспособного спроса.

«Пока нет оснований говорить о скором окончании кризиса в российской экономике. При этом течение финансового кризиса происходит в довольно мягкой форме, и отдельные неприятные кризисные явления, конечно, не напоминают ужас, который предрекали паникеры. В каких-то аспектах российская экономика адаптируется через импортозамещение и снижение платежеспособного спроса. Люди стали покупать меньше импортных товаров, соответственно, упала и потребность в валюте для финансирования импорта. В некоторых секторах экономика все еще не может адаптироваться к кризису, и деловая активность уходит в анабиоз. Предстоят массовые банкротства тех компаний, которые до кризиса как-то держались на плаву, а сейчас проедают последние резервы и не сумеют дотянуть до восстановления платежеспособного спроса. Кризис еще не кончился и даже не везде успел начаться. Финансисты это понимают, отсюда и динамика финансовых рынков соответствующая», — отметил Максим Кривелевич.

Нынешний курс российского рубля, по мнению эксперта, напрямую зависит от интересов и потребностей государства, связанных со стоимостью нефти.

«Прогноз неутешительный. Неутешительный в том, что курс национальной валюты сейчас представляет собой в значительной мере рукотворную величину, которая определяется монетарной политикой государства. Если для обеспечения сбалансированности бюджета профильные государственные органы решат, что нам нужно ослаблять рубль, — он будет падать. Если в целях поддержания социального благополучия будет принято решение не допускать значительного ослабления рубля, то государство будет использовать свои инструменты и механизмы для поддержания курса рубля рыночными методами. В любом случае важно принимать в расчет те цифры, которые заложены в бюджете. Предположим, что государственный бюджет сойдется при 3100 рублях за баррель нефти, а нефть в это время будет стоить $60, то несложный арифметический расчет даст равновесный курс в 52 рубля за доллар», — добавил Максим Кривелевич.

Руководитель экспертного сообщества Школы экономики и менеджмента ДВФУ не видит предпосылок и для снижения цен в российских магазинах. Они напрямую зависят от роста денежной массы.

«Цены на потребительские товары, в отличие от цен производителей, в России не будут снижаться никогда, за исключением сезонных колебаний. Россияне, от чиновников до пенсионеров, привыкли, что государство постоянно должно платить больше с каждым годом. Но это замкнутая система. Если увеличить пенсии, стипендии, зарплаты, то хлебушек неизбежно подорожает. Пока население будет свято верить, что государство должно индексировать его доходы ежегодно, цены падать не будут, потому что если становится больше денег, значит, и товары должны дорожать», — уверен эксперт.

Анализируя ситуацию, финансисты указывают и другие причины нестабильности цен, возлагая вину на бизнес-сообщество. «Есть объективные и субъективные причины того, что цены дошли до нынешнего уровня и не снижаются. Одна из них — недобросовестность предпринимателей. Действительно, когда рубль падал, цены ушли за рублем на день вперед. Очень быстро получили новые цены остатки товаров, которые были на складах. Понятно, на сегодняшний день часть товаров уже закуплена по новому курсу доллара. А нацененные остатки с выгодой покрывают убытки. Это есть, и отрицать тут невозможно. Второй момент — это желание предпринимателей заработать на любых факторах внешней конъюнктуры. Это было, когда рубль падал, и сейчас, в период укрепления, это продолжается. При этом необходимо отметить, что монопольный сговор практически отсутствует, потому что достаточно много игроков на рынке. Если мы говорим о товарах первой необходимости и о продуктах питания, то на самом деле по всем группам у нас нет абсолютных монополистов», — уверена заведующая кафедрой Финансы и налоги ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Ольга Ворожбит.

Эксперт считает, что процесс снижения цен будет длительным и упор необходимо делать на отечественного производителя.

«Рынок все отрегулирует, но для этого нужно время. Должно произойти нормальное регулирование на рынке. Процесс импортозамещения, который у нас начался, должен завершиться. Но мы понимаем, что импортозамещение при отсутствии отечественных производителей невозможно сиюминутно. Поэтому результаты можно будет увидеть как минимум через 3 года. При условии, что сельскохозяйственные производители будут выпускать конкурентоспособную и качественную продукцию, — прогнозирует Ольга Ворожбит. — Что касается товаров первой необходимости, то в этом направлении у нас вообще слабо ведется работа. Мы полностью бросили силы на продукты питания. В данном случае, чтобы цены пошли вниз, необходимо искать поставщиков качественной продукции по приемлемым ценам. Но опять же есть риск попасть под влияние курсов иностранных валют».

По мнению профессора, в значительной степени курс рубля укрепится лишь к началу 2016 года: «На самом деле та конъюнктура, которая сложилась, она должна повлиять с экономической точки зрения на курс рубля в районе 45. У нас была ситуация в 2008 году, когда баррель стоил 40, и курс доллара по отношению к рублю был 35. Сейчас, конечно, все усугубляется тем, что параметры бюджета заложены у нас из расчета 96 долларов за баррель. И этот фактор существенный. И второй существенный фактор — политическая ситуация и санкции со стороны США и части европейских государств. В этой связи, на мой взгляд, наверное, надеяться на то, что раньше, чем к началу 2016 года, курс будет 45, не стоит. Но район 50 рублей — вполне возможно», — отметила заведующая кафедрой Финансы и налоги ВГУЭС.