Проверки выявили, что часто продажа машин ведется без оформления

В Латвии собираются ужесточить правила торговли подержанными автомобилями. Служба госдоходов (СГД) в сотрудничестве со Службой безопасности дорожного движения и Автомобильной ассоциацией подготовили предложения о дополнительных ограничениях для деятельности коммерсантов, торгующих такими автомашинами, сообщает программа «Латвийского Радио-4» «Домская площадь».

С конца прошлого года СГД произвела 18 проверок в местах торговли подержанными машинами. Нарушений, по словам замдиректора Управления контроля за налогами Ина Рейншмите, выявлено немало. «Проводя проверку на большом автоплаце, мы не могли разобраться, какая машина принадлежит какой фирме. Если на одной торговой территории расположены 11 предприятий и машин очень-очень много, а сам участок никак не ограничен — хотя бы даже столбиками или ленточками — то делать проверку очень трудно. Как, к примеру, в той же Румбуле (большой авторынок в Риге — ИА REGNUM). Там мы констатировали, что на отдельных территориях есть не только машины для продажи, но и автомобили, которые были приняты „на хранение“ или „на стоянку“. Занимаясь продажей машин, предприятие, скажем, за месяц отчитывается о реализации двух-трех автомобилей, но при этом каких-то семь сделок не отражается», — посетовала представительница налогового ведомства.

Чтобы улучшить контроль над отраслью служба предлагает ввести новые, более строгие правила продажи автомобилей. Во-первых, на торговой территории нельзя будет оставлять автомобили, которые не продаются. Во-вторых, на лобовом стекле каждой машины должен быть прикреплен листок, где указан год первой регистрации, пробег и другая техническая информация. В-третьих, покупатель должен получить чек, где будет содержаться цена авто и номер документа о правах на него.

Впрочем, необходимости в этих ужесточениях нет, тем более что и рынка подержанных авто, как такого, не имеется. Так считает член правления ООО «Румбульский рынок» Руслан Луговский: «Наше правительство сделало все, чтобы убить рынок, на котором люди сами бы продавали машины. Еще с 90-х годов совершалось все, чтобы народ ездил покупать машины в Литву, в Эстонию, но ни в коем случае не в Латвию. Людям слишком дорого продавать машины самостоятельно, проще делать это через интернет и автосалоны. Мне кажется, СГД занимается не тем, чем нужно. Есть куча других проблем, на которые они могут обратить свое внимание вместо рынка подержанного транспорта. Если же они хотят, чтобы в Латвии машины вообще не продавались, то они молодцы, делают все правильно», — сказал Луговский.

С этим мнением не согласился вице-президент Латвийской автомобильной ассоциации Илгус Рутиньш, считающий, что новые правила нужны. По его словам, бизнес сам должен быть заинтересован в том, чтобы стать более прозрачным. «Сегодня вся конкуренция в отрасли основана на том, кто ловчее обманет клиента, чтобы продать ему кота в мешке и найти схему по уклону от уплаты налогов. Суммы, которые проходят мимо бюджета, измеряются миллионами, не говоря уже о безопасности на дорогах», — указал Рутиньш.

Как рассказал представитель Службы безопасности дорожного движения Янис Айзпуритес, в связи с грядущими изменениями регистр машин и водителей будет упорядочен и приведен в более удобную форму. Особое внимание покупателей ведомство станет обращать на подписание договора при покупке, который теперь станет обязательным.