23 апреля правительством Российской Федерации и правительством Аргентины был подписан меморандум о взаимопонимании, определяющий основы сотрудничества сторон в области сооружения на территории Аргентинской Республики энергоблока АЭС с водо-водяным энергетическим реактором российского дизайна установленной мощности до 1200 МВт. Документ был подписан в присутствии президента РФ Владимира Путина и президента Аргентинской Республики Кристины Фернандес де Киршнер. Подписи под документом поставили генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко и Министр федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентинской Республики Хулио Де Видо

«На самом деле аргентинская экономика, а с нею и энергетика — темы непростые, — отметил заведующий сектором экономического департамента фонда „Институт энергетики и финансов“ Сергей Кондратьев. — Потому что, с одной стороны, у Аргентины есть опыт эксплуатации атомной энергетики. Сейчас там работает одна атомная станция. Но с другой стороны, в последние годы аргентинская энергетика была не очень привлекательной для инвестиций, и это несмотря на то, что спрос рос очень высокими темпами — на 3-4% в год. Проблема сложившейся ситуации заключалась в том, что тарифы на электроэнергию были регулируемые и очень низкие. Например, население платило порядка 2-3 центов за киловатт-час. Это меньше, чем в России, и намного меньше, чем в Европе и США. Промышленность же в Аргентине платила порядка 4-5 центов за киловатт-час. В итоге затраты энергокомпаний и себестоимость электроэнергии были выше, чем установленные тарифы. Поэтому инвесторов, которые бы хотели вложить средства в электроэнергетику Аргентины, до недавнего времени было немного».

«Однако в последние два года в этом плане произошли серьезные подвижки, связанные с тем, что правительство страны понимает — при такой политике можно ожидать, что без строительства новых электростанций экономика может перманентно попадать в состояние острого энергетического дефицита, — отметил эксперт. — Стремление руководства страны решать эту проблему на высоком государственном уровне, на мой взгляд, в принципе правильное. Ведь если вы начинаете реализовывать какие-то крупные проекты, возможно, в дальнейшем частные инвесторы будут более охотно приходить в небольшую тепловую или гидроэнергетику. В этом плане строительство АЭС для Аргентины может стать символом новой энергетической политики. Для Росатома в этом соглашении я вижу и дальнейшую диверсификацию портфеля заказов, и прирост их, а также выручки и прибыли. В этом плане Росатом безусловно заинтересован в новых заказах. Кроме того, надо иметь в виду, что вплоть до последнего времени Латинская Америка оставалась в сфере влияния американских и европейских компаний. По этой причине Росатом не имел проектов по строительству АЭС в этой части света. Поэтому соглашение с Аргентиной может означать для него выход на новый и достаточно перспективный рынок. Дело в том, что о развитии атомной энергетики довольно серьезно говорит и соседняя с Аргентиной Бразилия, где спрос на электроэнергию растет очень высокими темпами и где стоимость энергоресурсов, в первую очередь газа, уже достаточно высокая, а наиболее эффективные ГЭС уже построены. Значит, строительство атомных электростанций вполне может быть выходом в ответ на растущий спрос на электроэнергию. Поэтому в перспективе для Росатома это может быть очень выгодная и перспективная сделка, особенно если за Аргентиной и другие страны этого региона обратят внимание на Росатом в плане строительства АЭС».

«Со своей стороны Аргентина таким соглашением диверсифицирует свои источники электроэнергии, — считает эксперт. — Кроме этого, для Аргентины важно обеспечить себе перспективный задел, резерв мощности. Потому что сейчас аргентинская энергосистема работает с очень низкими резервами и по этой причине за последние несколько лет увеличила импорт электроэнергии из других стран более чем в три раза — с чуть более 2 млрд киловатт-часов до более 7 млрд киловатт-часов в год. И с этой точки зрения эта сделка и новая АЭС для Аргентины могут быть очень интересными, особенно с учетом увеличения числа рабочих мест и в строительстве, и в обслуживании».