Генеральный директор якутской компании «Пассажирское райуправление» Сергей Соколов заявил, что инцидент с опрокидыванием пассажирского катера в 2014 году породил безнаказанность у нелегальных речных перевозчиков

«Все списали на одного недобросовестного судоводителя и стало еще хуже, потому что появилось чувство безнаказанности», — заявил он. Как сообщает ЯСИА, по словам Сергея Соколова, на линии Якутск — Нижний Бестях двойной перегруз перевозки пассажиров — это норма для нелегальных судоводителей. При этом получаемые доходы позволяют им выплачивать единовременные штрафы, а надзорным органам — создавать видимость борьбы с нарушениями.

«Построенная коррупционная система даже не пошатнулась от трагического случая, произошедшего чуть менее года назад», — констатировал Сергей Соколов. По мнению руководителя «Пассажирского райуправления», для обеспечения безопасных перевозок на реках должна быть создана единая система причалов с обязательной видеофиксацией, чтобы не позволять перегружать суда.

Напомним, в результате опрокидывания катера «Волга» в июне 2014 года из 13 пассажиров один человек погиб, двое получили травмы. В апреле 2015 года нелегальный перевозчик был признан виновным. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1,5 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Между тем, по информации пресс-службы главы республики, пассажирские перевозки в этом году будут осуществлять 23 единицы флота, обеспечивать безопасность судоходства будут 168 единиц. С 1990 года парк пассажирского флота в республике сократился с 60 до 23 единиц, из них только 4 судна не превысили нормативный срок эксплуатации.

Как отмечали в конце прошлой навигации на совместном заседании экспертного совета Федерального агентства морского и речного транспорта и правительства Якутии с участием представителей судоходных компаний, в ближайшие годы республику ожидает коллапс в сфере пассажирских перевозок речным транспортом. По мнению перевозчиков, флот изношен до критического состояния, а альтернативы существующим судам в России нет, сообщает ИА YakutiaMedia.

Сергей Соколов в связи с этим отметил, что предлагаемые проекты судов, разработанные отечественными КБ и институтами сильно уступают зарубежным аналогам. «Проекты очень дорогостоящие. Мы выступали в региональный минтранс с собственными проектами, но поддержки там не нашли», — говорит Соколов.

Между тем, на совместной коллегии республиканских Минтранса и Минпредпринимательства представители частных судоходных компаний попросили предоставить им налоговые каникулы. «Если государство хочет, чтобы люди жили не в резервациях, то это возможно сделать за счет отмены НДС на постоянной основе», — заявил руководитель ОАО «Ленатурфлот» Евгений Бало.

Кроме того, по мнению представителей судоходных компаний, должна быть возвращена практика отпуска топлива по сниженной стоимости, что в конечном итоге напрямую повлияет на цену проезда пассажирским речным транспортом, при этом рентабельность социально значимых маршрутов не должна составлять менее 10%. Глава республиканского министерства транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров согласился с транспортниками и выразил готовность поставить эти вопросы перед федеральным центром.

Как сообщает ЯСИА, министр напомнил, что на социально значимые пассажирские перевозки в труднодоступные населенные пункты выделяются субсидии из бюджета республики, которые покрывают разницу между пассажирским и экономически обоснованным тарифом. Вместе с тем он подчеркнул, что этот механизм будет сохраняться. «Дальнейшая наша задача — увеличение субсидий речных пассажирских перевозок с учетом потребностей по ремонту судов и поддержанию кадров», — добавил Семен Винокуров.

Отметим, общая протяженность пассажирских линий в Якутии составляет 7,34 тысячи км, при этом самый короткий маршрут превышает 200 км, самый длинный — 1660 км.