csa.gcras.ru
Александр Исаев.

«Россия обеднела лесами»,- отметил председатель Научного совета РАН по лесу Александр Исаев. В среднейполосе рубить уже нечего, освоен и юг Сибири, на Дальнем Востоке на границе сКитаем идет активная торговля лесом. Рационально распоряжаться своим богатствоммы не научились. Напротив, за последние два десятилетия воспроизводство лесовидет с минимальными затратами, в большей степени за счет естественноговосстановления, преимущественно мягколиственных пород. Резко снизился запасмолодняка в эксплуатируемых сосняках, сократились площади, занятые елью илиственницей. Лесной кодекс 2006 года снизил заинтересованность хозяйствующихсубъектов в восстановлении лесов, они любыми способами минимизируют затраты навсе виды работ. Итог неутешителен – заращивание идет естественным путем и ведетк потере сотен миллионов рублей потенциальной прибыли.

А ведь основной идеейпринятия нового Лесного кодекса — 2006 было увеличение эффективностилесопользования и стимулирование притока инвестиций в лесную отрасль. На делеоказалось обратное. Бездумно вырубаются леса, из-за отсутствия должногоконтроля, который вели упраздненные лесхозы, ежегодно полыхают лесные пожары. Многиеэксперты утверждают, что катастрофическая ситуация с пожарами – прямоеследствие принятия нынешнего Лесного кодекса. При этом вкладываться ввосстановление леса, в том числе коммерческих и санитарных вырубок, никто нехочет. И бал правит все тот же многократно критикуемый экстенсивный типлесопользования. При том, что весь мир перешел на рельсы интенсификации. «Странапопала в тяжелое положение с лесами, и какие-то меры интенсификации надопринимать», — считает Александр Исаев, отмечая, что главная задача ученых состоитв поиске оптимальной модели лесопользования.

«Почему надовосстанавливать государственное управление лесами? – задается вопросом другойучастник дебатов, академик РАН Николай Моисеев, и дает ответ: — Потому чточастники делать ничего не будут: слишком длительный срок окупаемости наинтенсификацию – 40-60 лет. Экономисты США и Финляндии во весь голос сказали –частник не преодолеет этот барьер, только государство может взять это на себя».Россия, убежден Николай Моисеев со своей централизованной экономикой вполнемогла бы позаимствовать этот опыт. Кстати, как отметил академик, президентПутин считает, что Лесной кодекс надо исправлять, к проблеме уже подключилсяОбщероссийский народный фронт.

Интенсификацию лесногохозяйства в нынешней России академик Моисеев назвал скорее мифом, чемреальностью. «Чтобы это было реальностью, надо обеспечить условия для интенсификации,- отметил он. — А тут оказывается, что надо решить очень много вопросов,которые даже и не затрагивали. За последние годы мы много наговорили обинтенсификации на разных уровнях и в разных местах, но дела-то не идут». По словамакадемика Моисеева, в РФ разрушено управление лесами, нет хозяйствующихсубъектов для проведения интенсификации. Арендаторы для этого не годятся, нужнылесхозы, а их ликвидировали. Только восстановив государственный контроль залесопользованием, можно говорить об интенсификации лесного хозяйства.

Модели интенсивноголесопользования в мире есть. Например, скандинавская модель. Население там проживает равномерно – это такназываемый диффузный тип в отличие от российского концентрического, то есть наопределенных местах. Там есть собственники участков леса, совмещение лесного,сельского и промышленного производства. И что очень важно для интенсивногохозяйства – развитая сеть дорог. «Чтобывести уход за лесом, он должен быть доступным, нужна сеть дорог, — подчеркнулдоктор географических наук из Санкт-Петербургского лесотехническогоуниверситета Александр Алексеев. — Можно приблизительно определить нормудорожной сети – 1,2 км/м кв. лесных дорог. Тогда лес будет доступен, чтобы тудавъехать, что-то сделать. А у нас примерно в 10 раз меньше густота дорожнойсети. А вот в Швеции и Финляндии эта норма есть». В этой связи суть егопредложения по интенсификации сводится к реализации скандинавской модели наземлях, вышедших из сельскохозяйственного землепользования, так как там есть необходимыеподъездные пути.

Прежде чем говорить об интенсификации, необходимо всё просчитать, настаивает доктор экономических наук АнатолийПетров. «Любой процесс надо измерить, — подчеркнул он, — надо разработатьэкономическую модель использования и восстановления лесов». Без этого получатсянекие блуждания без компаса, когда непонятно, куда нас ведут. Он посетовал нато, что Стратегию лесного комплекса до 2030 года разрабатывают келейно, дажетайно, без участия специалистов. В связи с этим участники дебатов поручили бюроНаучного совета РАН по лесу интегрировать все высказанные предложения поинтенсификации лесного хозяйства в России, разработать экспертное заключение инаправить его в правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии иФедеральное агентство лесного хозяйства.

Леса – подчеркнули участники дебатов – обеспечивают местообитание болееполовины видов растений и животных, 50% наземного запаса углерода, 75% преснойводы, поэтому относиться к лесопользованию надо рачительно и серьезно, учитываязнания и опыт специалистов.

Участники обсужденияприняли резолюцию, в которой признали необходимость интенсификации лесногохозяйства России, выступили против снижения возраста рубок, отметив, что этамера не является экономически оправданной, приведет к потере производительностилесов, снижению их рыночной стоимости и лесного дохода государства.