Малые и средние предприятия (МСП) стран-участниц Евразийскогоэкономического союза сейчас выдавливаются в наиболее рисковые зоны рынка врезультате усиления конкуренции, стандартизации на традиционных рынках товарови услуг, растущего спроса на инновации со стороны государств Союза и т.д.Соответственно, МСП необходимы новые источники рискового финансирования. Обэтом в рамках проходящего в эти дни VIII Астанинского экономическогофорума завила министр Евразийской экономической комиссии Карине Минасян.

Логготип форума. Источник: kazembassy.ru

В своем выступлении Минасян рассказала о необходимостисоздания единого рынка рискового финансирования в Евразийском экономическомсоюзе для обеспечения инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса. «Традиционнорисковое или венчурное финансирование предназначено для инвестиций в новые,растущие или борющиеся за место на рынке предприятия и фирмы (стартапы).Поэтому оно сопряжено с высокой или относительно высокой степенью риска. Встранах ЕАЭС государственные стратегии рискового финансирования в основномнацелены на развитие инновационных проектов. Но не только инновационныекомпании нуждаются в венчурном капитале. Издержки существующих кредитныхресурсов слишком высоки для МСП, тем более малый и средний бизнес в рисковых зонахимеет очень ограниченный доступ к финансам», — отметила она.

Расширение источников финансирования, по мнению Минасян,снизит риски МСП и сделает предпринимательство более привлекательным, а участиеинституциональных инвесторов в предприятиях малого и среднего бизнеса облегчитим доступ к традиционным источникам финансирования. Таким образом, изначальнобудет создаваться бизнес с потенциалом выхода на внешний рынок и рынок ценныхбумаг, считает министр ЕЭК.

По данным за 2013 год, в Евросоюзе на кредитование малых исредних предприятий уходит почти 42% общего объема кредитования. В странах ЕАЭСэта цифра в разы ниже. Так, в России это – 22,3%, а, например, в Армении –10,1%. В соответствии с Договором о ЕАЭС к 2025 году должен быть создан единыйрынок финансовых услуг.

Министр ЕЭК Ара Нранян в свою очередь отметил, что присоздании ЕАЭС страны-участницы добровольно делегировали интеграционномуобъединению часть своих полномочий и функций, при этом немалая часть функцийостается на местах у национальных правительств.

«В этих условиях на первый план выходит задача формированиясоответствующего баланса между наднациональным регулированием и возможностьюнациональных исключений. Необходимо избегать как бездумного стимулированияимпорта, так и регрессивного по сути закрытия рынка для других, – сказал министрЕЭК. – Разумная конкуренция необходима для роста конкурентоспособностиотечественного производителя, однозначно обеспечивая также выгоду для рядовогопотребителя. Если мы взяли курс на интеграцию, то должны быть готовы работатьсовместно, исходя из общих интересов».

По мнению Нраняна, процесс интеграции в итоге приведет к определенномуразделению труда в ЕАЭС, что является естественным, так как «ни одна страна,даже самая большая и развитая, не может быть конкурентной во всех отраслях».

Особое внимание министр обратил на выбор способов и методоврегулирования. По его словам, при разработке единой системы регулированиявыбирается за основу тот национальный опыт, который наиболее приемлем длябизнеса, стимулирования предпринимательства и роста экономики. Проблема в том,что, имея определенную систему государственного регулирования, подчас бываеттрудно представить применение на национальном уровне других правил истандартов. Однако этот путь альтернативы не имеет, уверен Ара Нранян.

«Бизнес, который более информирован и глубже знает нюансы всвоих сферах деятельности в той или иной стране, должен активно участвовать ввыборе формы регулирования, внося соответствующие предложения на уровень, какнациональных правительств, так и Евразийской экономической комиссии, –подчеркнул министр ЕЭК. – Необходимо активно использовать формат работыКонсультативного совета. И создаваемый в данный момент Деловой совет ЕАЭСдолжен играть в этом деле важнейшую роль». форуме принимают участие около 3000 представителейполитического, экономического и бизнес-сообщества из 80 стран.