Как следует из отчетности компании по МСФО за 2014 год, чистый убыток за 2013 год составил 13,34 млрд рублей. Как напоминают «Ведомости», ранее же компания сообщала о том, что по итогам 2013 года получила 788 млн рублей прибыли. Выданные авансы за 2013 год сначала составляли 18,8 млрд рублей, а после переоценки оказались на порядок меньше — всего 965,7 млн рублей. Расходы на аэронавигацию и наземное обслуживание, первоначально указанные в сумме 16,1 млрд рублей, теперь оцениваются в 25,6 млрд. Расходы на техническое обслуживание почти удвоились — в предыдущей версии статистики они составляли 5,9 млрд рублей, а теперь — 10,1 млрд.

Такие действия, предпринимаемые публичной компанией, являются экстраординарным событием, уверен аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Если бы акции „Трансаэро“ были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов», — заявил эксперт в интервью изданию. <br>

Нематериальные активы авиакомпании также претерпели заметное изменение. По данным газеты «Коммерсантъ», стоимость бренда «Трансаэро» в отчете по МСФО за 2014 год увеличилась почти в 30 раз, составив 61,2 млрд рублей. Это примерно на 20% больше, чем у крупнейшего отечественного перевозчика «Аэрофлот» и сопоставимо с ценой брендов ведущих мировых авиакомпаний вроде британской Easy Jet и австралийской Qantas.

Аудиторы «Трансаэро» из компании «РСМ Русь» заметили, что не существует достаточных доказательств соответствия указанной стоимости бренда «принципам определения справедливой стоимости нематериальных активов по данным активного рынка». <br>

Другие аналитики были еще категоричнее в своих оценках происходящего. «Сама компания может переоценивать все что угодно, но это ничего не значит. Это значит, что в графе „Нематериальные активы“ появится другая цифра, которую кроме них может никто и не признавать, — отметил член совета российской гильдии маркетологов Николай Григорьев. — Они могли заказать это у некоторых людей, предложили заплатить гонорар — условно миллион долларов, чтобы эксперт мог придумать методику, по которой он мог оценить бренд в, условно говоря, миллиард долларов. Эксперту хочется этот миллион долларов, это хорошая сумма, он и оценивает».

Григорьев отметил, что на сегодняшний день никакой общепринятой мировой методики оценки брендов вообще не существует. <br>

Еще более категоричен в суждениях заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. «Вторая авиакомпания страны имеет собственный капитал ПОЛНОСТЬЮ состоящий из ПЕРЕОЦЕНЕННОЙ (во всех смыслах слова) стоимости бренда — читай результата в основном PR и маркетинга (так устроен мир брендинга и ничего плохого в этом нет), и при этом имеет еще почти 160 млрд рублей долговой нагрузки, которую никак нельзя обосновать никакой переоценкой валюты, ибо долг рос три последних года (как минимум) неординарными темпами. А еще в расходной части не учитывается амортизация ВС в финлизинге. Значит, есть повод задуматься — какой основной вид ее деятельности? Уж не сдача ли дорогого бренда в аренду:) И если да, то кому? Кредиторам? Шучу, конечно», — написал он на своей странице в социальной сети Facebook.

Ходоровский напомнил, что некоторое время назад в России работала Федеральная служба по делам несостоятельности и банкротств, сотрудники которой корректировали «левые» цифры в отчетности компаний. «Я знал некоторых из этих по-настоящему железных людей. Представляю, что бы сейчас творилось!» — отмечает он. <br>

Согласно имеющимся в открытом доступе статистическим показателям, чистый убыток «Трансаэро» в 2014 году по МСФО вырос на 8,4%, составив 14,46 миллиарда рублей, а падение объем перевозок за первые четыре месяца нынешнего года составило 4,2% - до 3,037 млн пассажиров. По сравнению с прошлым годом грузооборот «Трансаэро» за первые четыре месяца этого года снизился более чем на 27%. <br>

Один из крупных кредиторов «Трансаэро» — Сбербанк — недавно предоставил отсрочку на месяц по выплате кредитов, одновременно жестко раскритиковав бизнес-модель авиакомпании. Первый зампред банка Максим Полетаев порекомендовал топ-менеджменту перевозчика быть более реалистичными в оценке собственных перспектив. «Например, заложена рентабельность по EBITDA 26%. Напомню, лучшая авиакомпания мира — Ryanair — у нее рентабельность EBITDA 22%", — отметил он. В свою очередь аналитик компании «Цэрих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников отнес назвал «Трансаэро» крупным проблемным заемщиком.