Киргизии следует проводить прагматичную политику в самих деталях реализации проекта экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). А в целом этот проект соответствует стратегическим задачам Киргизии с точки зрения финансового содействия, инвестиций, в том числе инфраструктурных. Об этом, комментируя сопряжение Евразийского союза и ЭПШП, заявил в интервью ИА REGNUM экономист из Киргизии Кубан Чороев. По его мнению, Киргизия в рамках ЕАЭС стала бы намного интереснее для инвесторов, если бы страна активно вовлекалась бы в инфраструктурных проектах ЭПШП в качестве транзитного центра

Ca-News.org

ИА REGNUM: Киргизия подписала договор о присоединении к ЕАЭС — в настоящее время он ожидает ратификации парламентами стран участниц объединения. Между тем, республика находится в плоскости интересов другого интеграционного проекта, лоббируемого КНР — экономического пояса Шелкового пути. Что эти проекты означают для Киргизии?

ЕАЭС и экономический пояс Шелкового пути представляют собой две внешних стратегии, которые отвечают внутренним интересам страны. Данные стратегии по сути определят дальнейший экономический и интеграционный путь развития Киргизии, ее модель экономики.

Многочисленные исследования экономик развивающихся стран показывают, что региональная экономическая интеграция приносит немало выгод странам участницам. Региональная интеграция генерирует и совершенствует разделение труда, и делает экономики региона более эффективными и конкурентными. Естественно, не только у Киргизии, но и у всех стран участниц интеграционных процессов есть ожидаемые угрозы и вызовы в связи с интеграцией. Это как операция больному — он должен перенести боль для того чтобы выздороветь.

ЕАЭС и ЭПШП не являются взаимоисключающими, а наоборот являются взаимодополняющими. Если ЕАЭС способствует свободному передвижению товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов, а также рациональному разделению труда, то проект экономического пояса Шелкового пути создает возможности выхода как на рынки как Азии, так и Европы.

ЭПШП это не проект исключительно торгово-экономической интеграции как ЕАЭС, это по сути проект инфраструктурной интеграции в поясе стран шелкового пути. Нам нужно это четко разграничивать.

Инициатором проекта ЭПШП выступил Китай, который естественным образом учитывает интересы возможных участников проекта, иначе проект не сможет быть успешным и долгосрочным. Главный интерес Китая заключается в том чтобы пробить себе надежный сухопутный железнодорожный путь в Европу, поскольку на данном этапе грузоперевозки в Европу осуществляются в подавляющем большинстве очень медленным морским путем. На пути выполнения данной инфраструктурной задачи стоят громадные технические сложности, на решения которых Китай готов потратить десятки миллиардов долларов, а вопросы национальных интересов стран участниц обсуждаются в двусторонних и многосторонних международных форматах.

ИА REGNUM: Какие выгоды, проекты, дивиденды республика может получить от этих проектов?

Мы должны исходить из того, что каждая экономика имеет ограниченные ресурсы, а интеграция — это прежде всего механизм, позволяющий нам рационально их размещать. Создавая на протяжении последних лет торговые барьеры, наше правительство способствовало нерациональному распределению ресурсов в экономике. Еще десять лет назад нашим фермерам следовало бы посадить плодовые деревья и ягодные культуры на месте пшеничных полей и получать в десятки раз больше прибыли продавая овощи и фрукты в Россию и Казахстан, получая взамен больше пшеницы.

Я убежден, что экономика Киргизии займет достойную нишу в этом распределении труда между странами ЕАЭС. Наша экономика состоит из сотен тысяч мелкотоварных хозяйств, и им легче всего переориентироваться или приспособиться к изменениям. Но у такого преимущества конечно есть и негативные стороны, так как у мелких хозяйств как правило высокие издержки производства. Поэтому основные выгоды страна получит от относительно дешевой сферы услуг в рамках ЕАЭС.

Что касается ЭПШП, то здесь открываются великолепные возможности для инвесторов из стран ЕАЭС развивать туристический потенциал Киргизии не только для рынка ЕАЭС, но и стран Шелкового пути, в особенности из стран Восточной Азии. На мой взгляд в контексте ЭПШП туристический потенциал имеет огромные перспективы.

ИА REGNUM: Страны ЕАЭС дали послабления для вхождения Киргизии в объединение, в чем они заключаются и есть ли какая-либо лазейка в этих преференциях для интересов в ЭП Шелкового пути?

Я бы не сказал что мы вошли в ЕАЭС с большими послаблениями, просто наши страны партнеры с пониманием отнеслись к некоторым особенностям нашей экономики, и дали нам возможность постепенного повышения таможенных тарифов на некоторые виды товаров. И здесь не может быть и речи о каких либо лазейках, поскольку у этих двух проектов есть определенная характеристика симбиоза, они не могут друг другу повредить.

ИА REGNUM: Каким вам видится взаимодействие этих двух проектов?

На мой взгляд Киргизии следует проводить прагматичную политику в самих деталях реализации проекта экономического пояса Шелкового пути. А в целом этот проект соответствует стратегическим задачам Киргизии с точки зрения финансового содействия, инвестиций, в том числе инфраструктурных.

В контексте взаимодействия двух проектов, Киргизия в рамках ЕАЭС стала бы намного интереснее для инвесторов, если бы страна активно вовлекалась бы в инфраструктурных проектах ЭП Шелкового пути в качестве транзитного центра. Такой расклад для республики будет самым выгодным.

ИА REGNUM: Будет ли площадка ШОС использована для обсуждения реализации политики проекта ЭПШП?

А площадка ШОС является хорошей базой старта экономического пояса Шелкового пути.

ИА REGNUM: Какие интересы у Киргизии в ШОС?

Если учесть что территория стран ШОС занимает 60% Евразийского континента и в нем проживает четвертая часть планеты, то нетрудно догадаться какую роль играет данная региональная организация в вопросах безопасности и стабильности на Евразийском континенте. Право голоса и выдвижения инициатив в такой влиятельной организации дает Киргизии широкие возможности взаимодействия и продвижения своих интересов. Здесь наши ключевые стратегические партнеры, самое главное наши соседи с которыми мы имеем многовековые исторические, культурные и даже генетические корни.

Будущее стран участниц ШОС зависит от того, как мы научимся сосуществовать. В этом контексте, мирные торговые и инфраструктурные инициативы выдвигаемые Китаем, пойдут только на пользу странам участницам в плане модернизации и эффективного разделения труда в рамках ШОС. В первую очередь, это проекты строительства ЖД путей, воздушных путей и телекоммуникаций, которые в будущем дадут колоссальные плоды. Интеграционные процессы позволят странам договориться, кто чем будет заниматься, и в будущем такой диалог будет на повестке дня ШОС.