Велодорожка, торжественно открытая 1 июля в центре Химок, сделана не для велосипедистов, как и многие другие подмосковные велодорожки, заявил корреспонденту ИА REGNUM руководитель общественной организации «Велодвижение» подмосковного наукограда Жуковский Александр Каменев.

Руководитель администрации Химок Владимир Слепцов. Фото vk.com/tipkhimki

По свежепокрашенному химкинскому асфальту проехал велопробег, собравший более 50 участников во главе с первыми лицами города и сотрудниками администрации, с флагом «Единой России» и в сопровождении пары белоснежных полицейских мотоциклов и нескольких машин ГИБДД с мигалками. «Мы понимаем, что велосипедное движение нужно, оно нужно как жителям, так и гостям, чтобы город был комфортный, город был на высоком уровне развития и благоустройства, чтобы было лучше, чем в Европе», — цитирует пресс-служба администрации её руководителя Владимира Слепцова. А глава города Александр Дряннов заявил: «Жители сегодня воочию увидели, что руководство города полно сил в прямом смысле, чтобы сделать этот город ещё лучше». Велодорожки проложили по нескольким улицам Химок и в парке, а также открыли прокат велосипедов: за 200 рублей можно кататься час, за 500 рублей — 3 часа.

По СниПу велодорожка на проезжей части должна быть шириной не менее метра, отметил Каменев. Ширина красной полоски, нанесённой на асфальт Юбилейного проспекта в Химках — не более полуметра. К тому же она расположена на выделенной полосе для общественного транспорта, а по Правилам дорожного движения велосипедисты и так имеют право ездить по ней, без дополнительной разметки. Первая в московском регионе настоящая велосипедная выделенная полоса недавно появилась на Бульварном кольце в Москве, на неё пока только планируют поставить резиновые ограничители, которые не позволят машинам заезжать на полосу.


В химкинском парке довольно высокие асфальтовые дорожки проложили по традиционному маршруту единственной городской лыжни, которой теперь больше не будет, добавили горожане.


Напомним, по данным областного УГИБДД, в 2014 году почти на 14% увеличилось число ДТП с участием велосипедистов. При этом число погибших возросло на 50%, раненых — на 10%. Всего было зарегистрировано 260 таких ДТП, в которых погибло 27 и получили травмы 240 человек, 67 из них дети. Одной из проблем в ГИБДД считают крайне малое число велодорожек: в области обустроено 36 км асфальтовых велодорожек. Еще 80 км запланировано обустроить в 2015 году. Отсутствуют велодорожки между населёнными пунктами. Более 50% аварий совершено по вине велосипедистов.


Рост аварийности Каменев объяснил так: сотрудники ГИБДД чаще стали записывать в протоколы, что участник аварии был не пешеходом, а велосипедистом. Выросло и количество велосипедистов. Правда, большинство из них по-прежнему предпочитает ездить по тротуарам. По мнению эксперта, процент велосипедистов к численности населения в Жуковском выше, чем в Москве.

С недавних пор начали вести свою статистику по велосипедам и железнодорожники. Пассажиры подмосковных электричек (кроме Ленинградского направления МЖД) могут бесплатно провозить велосипеды с 21:00 до последнего поезда, а также с начала движения пригородных поездов до 6:00 и в дневное время — с 11:00 до 16:00. Только в июне около 16,5 тыс. пассажиров перевезли велосипеды, это более половины всех велосипедов, перевезённых в сезоне 2015 года. С апреля по июнь в электропоездах Центральной пригородной пассажирской компании перевезено 27,5 тыс. велосипедов — на 37,5% больше, чем в прошлом году, сообщили в пресс-службе компании. В реальности этот показатель, безусловно, выше, уверен Каменев, поскольку очень многие пассажиры не берут бесплатный велосипедный билет.

«Хорошо, что власти России требуют от местных властей создавать велодорожки, — подчеркнул эксперт. — Но с точки зрения чиновника, нет разницы между велосипедом для спорта, для развлечения или для передвижения. Человеку, который привык ездить на служебной машине, трудно понять, что велосипед может быть нужен не для катания, а для поездок, например, на работу. Правильная расстановка приоритетов — у движения „Пробок.нет“: главный на дороге — пешеход, затем велосипедист, общественный транспорт, и только потом автомобиль. А у чиновников на первом месте автомобиль, и всё делается для автомобилистов. Например, вырубают деревья под парковки. А когда мы предложили поставить боксы-сетки для велосипедов, нам просто вообще не ответили».

«Если бы в городе хотя бы просто сгладили въезды на бордюры — уже и без всяких дорожек стало бы хорошо, — полагает собеседник ИА REGNUM. — В последние пару лет в Жуковском ведут такую работу по программе „Доступная среда“ для инвалидов-колясочников — и велосипедистам стало намного легче ездить. А в соседнем Раменском по-прежнему приходится прыгать по бордюрам высотой 15−20 см или искать пути их объезда. Но в Раменском и такого велодвижения нет, есть спортсмены, которые добились обустройства „велотрека“ для катания».

36 км велодорожек на огромный регион — мизер, в среднем по полкилометра на каждый из больших и средних городов. В Раменском парке открыли роллерную трассу вокруг озера, 2,5 км. Но по ней никуда не приедешь, она не имеет отношения к велотранспортной сети.

«В центре Краснознаменска проложили небольшую велотрассу: идея хорошая, реализация — так себе, видно, что делали её для отчёта. Но это намного лучше, чем в других городах, где и такого нет», — отметил эксперт.

В Жуковском велодорожку длиной около 2,5 км обустроили вне проезжей части, в 2014 году, она также недотягивает до нормативов. Её ширина — всего метр вместо полутора. А высоту покрытия по отношению к газону выравняли только после того, как горожане принялись возмущаться в соцсетях по поводу узкой и высокой дорожки, на которой двоим не разъехаться, да и одному ехать страшно. «Я спрашивал главу города Андрея Войтюка, во сколько обошёлся городу километровый отрезок дорожки по улице Мясищева, в ответ он только улыбается — мол, секрет», — рассказал Каменев. За один из отрезков велодорожки предприниматель, вскоре ставший депутатом горсовета, получил губернаторскую премию «Наше Подмосковье». На другой, 400-метровый участок дорожки было потрачено более 800 тыс. рублей. На дорожках неровное, кочковатое покрытие, свешиваются ветки деревьев, нет ни разметки, ни знаков. Так что сотрудник ГИБДД, например, не сможет потребовать от пешехода сойти с неё на тротуар.

Проблема краж велосипедов связана с тем, что пострадавшие даже не пытаются обращаться в полицию, полагает лидер жуковского велодвижения. В итоге нет заявления — нет статистики — у полиции нет проблемы, и ей не нужно принимать никаких мер.

«Весь мировой опыт говорит о том, что пора переносить акцент городской политики с автомобилистов на пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт, — заключил собеседник агентства. — Пока же чиновники смеются нам в лицо и смотрят, как на идиотов. Например, в Госдуме нас слышат, а на местном уровне… На них я больше не надеюсь. Это люди, оторванные от реальности. Если ты им возражаешь — всё, ты агент госдепа. И у них есть „специальные жители“, которые всегда довольны всем, что они делают».