Флаг Узбекистана

Каково положение экономики Республики Узбекистан (РУ)? По официальным данным, ее в отличие от многих постсоветских стран почти не затронул экономический спад в России. В течение первого полугодия 2015-го национальный ВВП РУ вырос на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года.

Однако сейчас начали появляться тревожные сигналы, указывающие на то, что несмотря на хорошие валовые показатели в узбекской экономике появляются новые трудности. Сначала началось падение внешнеторгового оборота, который в 2014-м сократился на 3% (экспорт на 6,5%), в первом полугодии 2015-го — на 9,3% (11,4%). Как видно из статистики, сокращение торговли происходит в первую очередь по причине сокращения стоимости вывозимой продукции, в том числе нефтепродуктов, стоимость каковой значительно упала на мировом рынке. Также, по некоторым данным, в 2014-м сократился экспорт хлопка-волокна, другого ключевого предмета экспорта РУ.

Но в 2015-м негативные явления затронули другие отрасли экономики Узбекистана. 1 августа была остановлена работа автомобильного завода «GMUzbekistan», который считался одним из «флагманов» национальной промышленности и одним из ключевых достижений страны в эпоху независимости. Официально остановку объяснили «техническими» причинами, однако она последовала за снижением производства в первом полугодии на 6,5%, вызванным сокращение платежеспособного спроса на автомобильную продукцию, что вызывает подозрения в наличии серьезных проблем.

В экспертной среде впервые зазвучали негативные прогнозы будущего экономического развития страны. Отмечается, что существуют риски сокращения добычи газа в связи с исчерпанием запасов в ближайшие годы, уменьшения инвестиций в национальную экономику и сокращения темпов роста ВВП в 3−4 раза. Говорят даже о возможном начале стагнации в течение следующих 15 лет. Впрочем, следует признать, что негативные прогнозы касательно развития РУ появляются не первый раз, причем пик пессимистических ожиданий приходился, например, на прошедший 2014-й, когда некоторые прогнозиста ждали в стране серьезного экономического спада, массовых социальных протестов и даже выступления религиозных экстремистов.

Попытаемся разобраться, насколько реальны текущие социально-экономические проблемы РУ? Прежде всего, необходимо признать, что республиканская экономика — не худшая в регионе. Душевой ВВП, по данным МВФ, страны превышал 2000 долларов на 2014-й, что значительно выше, чем в соседних Таджикистане (1113) и Кыргызстане (1299), хотя и значительно меньше, чем в России и Казахстана (более 12 тысдолл на душу).

Высокие в сравнении с ближайшими соседями уровень ВВП во многом обусловлен тем, что РУ не превратился в полностью аграрную экономику и сохранил ряд важных предприятий. На 2013 год доля промышленности составляла более 24,1% ВВП, что больше, чем, например, сельское хозяйство (17,6%). При этом крупнейшим индустриальным сектором является даже не топливная промышленность (15% от промышленного вала), а машиностроение (18%). Активны также легкая (13,1) и пищевая (15,7%) отрасли.

Конечно, узбекистанская риторика о том, что национальная промышленность была создана вопреки советскому прошлому, а до обретения независимости страна «завозила даже спички» (заголовок Национального Информационного Агентства Узбекистана от 9 июля 2015) — явно преувеличена.

Очень существенную роль в развитии индустриального потенциала республики сыграл именно советский «задел». В эпоху СССР здесь начала производиться сельскохозяйственная техника и различные станки. Однако можно говорить о том, что, несмотря на кризис 1990-х, часть промышленных фондов в Узбекистане была сохранена. Несмотря на возможные подозрения в статистическом «лукавстве», в РУ несомненно существуют и работают производства ряда видов бытовой техники, парфюмерии и разнообразных продуктов питания, продолжают действовать химическая и автомобильная промышленность.

Однако, вглядевшись в ситуацию, нельзя не признать, что вопреки риторике стране, хоть и удалось сохранить потенциал, но не преумножить его. Она во многом «бежала со всех ног, чтобы удержаться на месте». Сейчас доля промышленности в ВВП (24,1%) больше, чем в кризисном 1995-м (17%), но еще уступает последнему советскому 1991 году (более 26%). Сокращение доли сельского хозяйства в прошедшие 20 с лишним лет происходило не столько за счет роста промышленного производства, сколько за счет непомерного расширения сектора услуг. По данным 2014 года, оглашенным президентом страны, различные виды услуг, включая транспорт и связь дают более 53% ВВП страны, причем в секторе услуг занято более половины работающего населения.

Частично это связано с географическим положение РУ, которая может зарабатывать за счет расположение узловых железнодорожных станций на своей территории и пользоваться положением монополиста на рынке железнодорожного транзита российских и казахстанских товаров в Таджикистан, Киргизию и Афганистан. (Развитие прямого железнодорожного сообщения между Казахстаном и Туркменистаном нарушает, конечно, эту монополию). Однако, по имеющимся оценкам, транспорт дает не более 12−15% ВВП, следовательно, большая часть услуг ориентирована на внутреннее потребление и поддержание платежеспособного спроса на них целиком зависит от других секторов экономики. Серьезное сокращение производства в машиностроительной и топливной отрасли может легко привести к «проседанию» экономики за счет пропорционального сокращения сектора услуг.

По мнению многих наблюдателей, развитие реального производства часто сдерживает административное давление на бизнес, коррупция, проблемы в развитии инфраструктуры и кредитной политике.

Проблемой является потребность страны в импорте широкой номенклатуры товаров от продукции машиностроения (45%) до продовольствия (11,3%), общая стоимость которых составляет до 7 млрд долл в год. В настоящий момент, в отличие от ряда соседних стран, РУ имеет положительный торговый баланс, т. е. вывозит товаров больше, чем ввозит. Но в первом полугодии 2015 года было отмечено резкое сокращение величины профицита внешнеторговых операций, который сократился с 482 млн за тот же период 2014-го до 83,4 млн, т. е. почти в 6 раз. Конечно, говорить о серьезных долгосрочных проблемах пока рано, тем более, однако и отрицать негативную тенденцию также было бы неверно.

Также очевидно, что в стране существует проблема скрытой безработицы. Несмотря на то, что официально этот показатель сравнительно невелик, сотни тысяч людей не могут найти достойную работу на родине и уезжают за рубеж. В России, по данным ФМС, на март 2015-го граждане РУ составляли крупнейшую группу иностранцев в стране — более 2 млн человек, что по численности уступает только российской общине этнических украинцев. Некоторые эксперты называют еще более высокие оценки численности узбекистанских мигрантов в РФ — вплоть до 5 млн человек. Их можно встретить и в республиках Средней Азии, причем не только в Казахстане, но даже в менее успешной Киргизии, куда они незаконно проникают через перекрытую границу, чтобы работать на полях Ошской области (чаще в узбекских анклавах).

В основном, это безработные жители сельских районов страны, где ситуация неблагоприятна, из-за перекосов в развитии сельского хозяйства республики. В период аграрной реформы власти сделали ставку на демонтаж советской системы коллективного сельского труда и максимальное развитие малых форм земледелия. В результате значительная часть земельного фонда оказалась в пользовании индивидуальных (дехканских) хозяйств, которые производят сейчас около 63,4% всей сельскохозяйственной продукции РУ (против 27,7% в 2000-м).

Между тем, дехканские хозяйства в Средней Азии чаще менее эффективны, чем промышленные и коллективные производства из-за нехватки оборотных средств, которые требуются на закупку техники, удобрений и главное — орошение земли, которое во многих районах является ультимативным условием земледелия. В Узбекистане проблема снижения плодородия земли стоит весьма остро. По данным имеющихся исследований, средний балл бонитета долгое время снижался и впервые стабилизировался лишь в 2013 году. В подобных условиях мелким хозяйствам бывает непросто обеспечить самим себя, не говоря уже об адекватных поставках на рынок.

Фермерские хозяйства на основе привлечения наемных работников (обычно до 7 человек) в РУ также развиваются в последние 10 лет, однако обычно их оборотные средства невелики, поэтому они также страдают от дефицита техники и удобрений и отличаются низкой эффективности. По данным исследований прошлых лет, во многих районах возникла прослойка хронически убыточных фермеров, причем зачастую именно тех, кто занимается производством предназначенного на экспорт хлопка. Некоторые специалисты это связывают с низким уровнем государственных закупочных цен, однако в действительности проблема скорей сложнее и не может быть объяснена исключительно через технические просчеты властей.

Критически важным является в том числе доступ к водному ресурсу, который сильно зависит от политики использования речных акваторий государств, находящихся выше по течению. Результатом является напряженность в отношениях с Кыргызстаном и Таджикистаном и политическое противостояние по вопросу о создании на их территории новых ГЭС.

Впрочем, нельзя не подчеркнуть, что, несмотря на описанные проблемы сельское хозяйство, как и вся экономика, демонстрирует хорошую устойчивость к шокам, во всяком случае — с точки зрения формальных показателей. В частности, республика успешно пережила маловодье 2014 года, и даже, по официальной статистике, увеличила производство сельскохозяйственной продукции на 6,9% в денежном эквиваленте.

Таким образом, вряд ли экономика Узбекистана действительно на грани серьезного кризиса. Наличие проблем, включая фундаментальные, сомнений не вызывает, однако по отзывам многих граждан страны они знали, как минимум, худшие времена.

При этом в ближайшие годы существует риск замедления экономического роста, и пока не вполне ясно, как власти планируют решать эту проблему. Судя по официальным декларациям, планируется делать ставку на наращивание доли частного бизнеса в ВВП, развитие малого предпринимательства, модернизацию обрабатывающих производств и сокращение сырьевой компоненты. После недавнего электорального цикла было объявлено о сокращении административного давления на бизнес и были приняты некоторые нормативные акты, хотя эффект от этих мер пока неясен.

Таким образом в РУ существует комплекс серьезных социально-экономических проблем, к которым можно отнести большое число трудовых мигрантов, проблемы в развитии сельского хозяйства и непомерный сектор услуг. Однако несомненны и факторы, способствующие успешному развитию: имеющиеся промышленные мощности, «транзитный ресурс», удерживающийся пока положительный баланс внешней торговли.

Совокупность доступных фактов не позволяет говорить о непосредственной и близкой угрозе экономического кризиса в РУ, что не отменяет, конечно, весьма серьезных проблем, которые должны решить общество и власть.