Накануне парламентских выборов экономическая ситуация в Аргентине характеризуется низким уровнем активности на внутреннем и внешнем рынках, недостатком валютных резервов. Кроме этого, новый президент найдет в значительно меньшем объеме сумму резервов страны в ЦБ в счёт долговых обязательств, которые должны быть оплачены в этом же году. Эти обязательства не могут быть рефинансированы, например, «Bonos Operativos del Estado Nacional 2015». А это 6,3 миллиарда долларов США, срок оплаты которых — с 1 по 5 октября с.г. (за 20 дней до выборов). Такой суммы у Аргентины нет, а значит, что эта проблема достанется будущему президенту в наследство, пишет газета «Ambito financiero». В то же время, Министерство финансов Аргентины согласовало новый тендер долговых бумаг, в котором стремится добиться финансирования на 500 миллионов долларов США через боны, привязанные к эволюции американской валюты, именованной Bonad, со сроком в 2017 году, комментирует Prensa Latina.

Флаг Аргентины

Новый президент Аргентины столкнется и с тем, что государственные расходы значительно выше запланированных, а источники финансирования не достаточны для их покрытия. 2015 год однозначно завершится с дефицитом бюджета. Ожидается также и повышение учетной ставки Федеральной резервной системой США (впервые за последние 8 лет), что уже привело к резкому росту реального курса доллара к песо. И сдержать этот рост не помогло даже привлечение капитала из стран развивающегося мира. В 2001 году после острого финансового кризиса курс валюты в Аргентине скакнул с 1 до 3 песо за доллар США. В 2015 году официальный курс составил 9 песо за доллар, а т.н. параллельный курс составляет — 15 песо за доллар США. Это в 5 раз больше, чем в 2001 году. Внутри страны расчеты идут именно по курсу параллельного доллара. Официальный же курс остался лишь для специальных международных торговых операций. Отметим, что даже получив разрешение на покупку валюты по этому курсу, аргентинцы редко могут найти банк, который продаст доллары по такой цене.

На положении в Аргентине сказывается и то, что Бразилия, ее главный торговый партнер, находится в глубоком экономическом и политическом кризисе. Это влияет на доходы от экспортно-импортных операций, которые сокращаются. Новоизбранному президенту Аргентины придется срочно перегруппировать имеющиеся силы, с учетом того, что происходит в реальном секторе экономики. Инфляция, разница между официальным и параллельным курсом доллара, практическое отсутствие импорта и инвестиций, высокий процент безработицы, множество замороженных, разорённых или остановивших производство компаний и т. д., — все эти вопросы требуют незамедлительного решения.

В год президентских выборов аргентинские телевидение и газеты пестрят сообщениями о вводе в строй новых объектов социальной инфраструктуры (больниц, школ, муниципального жилья и т. д.). А также рассказывают о строительстве новых развязок на автомагистралях или подземных железнодорожных переездов. Многие объекты уже находятся в стадии завершения. Хватит ли у государства средств закончить все эти проекты к выборам или их будет достраивать уже новое правительство. изыскивая средства из пустого бюджета?

Одним из важных для нового правительства вопросов станет выплата субсидий населению за растущие тарифы на коммунальные услуги: свет, газ, воду и т. д. Скорее всего, правительству придется отменить субсидии и отпустить цены. Это даст толчок новому витку инфляции и акциям протеста. Для снижения социального напряжения государство вынуждено будет защитить наиболее уязвимые слои населения, что только усилит инфляцию. И именно новая инфляция спровоцирует «взрывной» этап экономического кризиса. Все эти реалии препятствуют сегодня инвестициям в экономику со стороны частных инвесторов. К тому же для инвестиционных компаний неприемлемы высокие коммунальные тарифы, для их стабильной работы необходимо, чтобы эти затраты составляли не более 20% от всех расходов.

Благодаря «буму на сою» и девальвации 2002 года, у аргентинского правительства имелось пространство для реализации экспансии и в финансовом секторе. и в денежно-кредитной политике. Траты увеличились с 20,5% ВВП в 2003 году до 38,5% в 2014. Этот феноменальный рост государственных расходов породил не только беспрецедентное увеличение налогового бремени, но и вернул к жизни экспроприации (национализации), например, AFJP — пенсионные фонды и YPF — нефтегазовый концерн. Дефицит и работа печатного станка (эмиссия наличных денег) привели к росту цен более чем на 25% по сравнению с ценами 2008 года. Увеличение расходов, инфляция, в сочетании с жестким валютным контролем, цены и запреты в области внешней торговли, подорвали конкурентоспособность экономики и уничтожили стимулы к инвестированию. Результат — новый президент получит страну с парализованной экономикой и крайне высокой, по международным стандартам, инфляцией.

Пока лишь Глава Центрального банка (BCRA) Аргентины Алехандро Ваноли настроен оптимистично. По его мнению, в Аргентине начинается процесс экономического восстановления и прогнозируется замедление инфляции. Правда, как он отметил в своем аккаунте в Twitter, все еще наблюдается рост цен на уровне 21 процента.