Эксперты отмечают, что «плавающий» тенге вряд ли приведет к ухудшению экономики Казахстана. Так, управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин, обратил внимание ИА REGNUM, что девальвация может оказать положительное влияние. «Во-первых, на динамику валюты, которая улучшит соотношение издержек производства и повысит конкурентоспособность внутренних производителей. Это, в свою очередь, активизирует внутренние ресурсы, и экономика получит импульс к росту. Во-вторых, соглашусь с тем, что большинство компаний уже учло вероятность девальвации, и даже ее жесткий вариант окажется не настолько шоковым, каким мог бы быть», — отметил он.

Основным риском Александр Базыкин называет социальные волнения. «Но учитывая, что Казахстан — одна из наиболее стабильных стран на постсоветском пространстве, они не настолько страшны, какими могут показаться некоторым», — заявил он.

С такой точкой зрения согласен руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков. «Предыдущая серьезная девальвация тенге, случившаяся в Казахстане в начале прошлого года, не привела к крупным акциям протеста. Так, в Алма-Ате в середине февраля 2014 года на уличные акции по данной тематике, по официальным данным, выходило, максмимум, лишь около 100 участников» —, напомнил он, добавив, что скорее всего, нынешнее падение курса тенге вызовет недовольство населения, но к существенной дестабилизации пока не приведет. «Руководство Казахстана достаточно жестко контролирует ситуацию, оппозиция там слаба. Подобные правящие режимы имеют неплохой запас прочности», — пояснил эксперт ИА REGNUM.

Что касается отношений Казахстана с Россией, то Нейжмаков допускает, что они могут даже улучшиться. «В этом году власти Казахстана беспоколило появление дешевых российских товаров на рынке этой страны, что приводило к трениям с Россией. Девальвация тенге должна увеличить конкурентоспособность казахстанских товаров, то есть поводов для конфликтов с Москвой станет меньше. Хотя Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, в случае серьезных проблем в стране, с наибольшей вероятностью поддержку ему сможет оказать именно Россия. Это также должно укрепить партнерство двух государств», — заявил он.

Эксперт компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков отмечает как положительные стороны девальвации, так и отрицательные. «Для Казахстана это уже пятая такая быстрая («одномоментная») девальвация тенге с 1993 года. Населению она принесет негативные последствия, поскольку увеличит стоимость товаров, особенно импортных, и валютных депозитов, а также существенно обесценит накопления. Но в целом для экономики страны нынешняя девальвация окажет положительный эффект, поможет ее развитию, который сдерживало сильное искусственное поддержание Национальным банком курса тенге. Казахстанские производители смогут отыграть позиции у импортеров, в том числе российских, поскольку цены на импортные товары будут выше. Благодаря девальвации бюджет Казахстана, получающий существенные доходы от нефти, сможет перевести их в тенге и удовлетворять потребности экономики. Это поможет восстановлению доходности бюджета и компенсации негативных макроэкономических последствий», — пояснил он.

Впрочем, Павел Ивченков считает, что если тенге продолжит свое обесценивание на протяжении длительного времени, то негативных последствий станет больше, поскольку тогда начнет расти инфляция и уровень безработицы, начнут снижаться доходы бюджета и уменьшаться ВВП государства. «Если цены на нефть будут падать, рубль продолжит обесцениваться, а проблемы Китая не будут уменьшаться, то эти три внешних фактора окажут негативное влияние на курс тенге, который сейчас отпущен в свободное плавание. Довольно большая вероятность, что именно так и произойдет. В социально-политическом плане стоит ожидать негативной реакции населения и, возможно, волны протестов», — поделился с корреспондентом ИА REGNUM мнением эксперт.

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев также отмечает два направления падения казахского тенге. «Разумеется, это короткосрочный удар по покупательской способности и уровню жизни населения, по конкурентоспособности импорта и стабильности экономики. Не стоит исключать и политических рисков, даже с учетом уровня поддержки президента страны населением. Он не молод и политический контекст распространяется не только на него одного, но и на элиты, а также — голодную до управления оппозицию. С другой стороны, это безусловное благо для казахской экономики, имеющей в своей структуре еще более значимое влияние нефти, чем для России. Невозможно держать национальную валюту при цене на нефть 45−50$ за баррель, как при 100−110$», — заявил он ИА REGNUM .

Экономист указал на то, что подобная политика Национального банка Казахстана уже ударила по казахским производителях, и в целом — по реальному сектору экономики, не выдержав конкуренции с российским импортом. «Тем более, после вхождения в состав Евразийского экономического союза Киргизии, эти риски еще более выросли. Падение тенге на подобные величины подстегнет производство и внутренний спрос на казахские товары, снизит торговый оборот с Россией. В среднесрочной перспективе двух-трех лет — перезапустит затухшие отрасли: сельское хозяйство, химия, сфера услуг. Кроме того, сбалансирует рыночные механизмы естественным путем, обеспечит сохранность государственных и золото-валютных резервов, снизит зависимость Казахстана от России и покупателей нефти, позволит обеспечить здоровый баланс нефтяного драйвера экономики и малого бизнеса, повысив его долю в ВВП на 10−15%», — отметил Исаев, добавив, что в целом, он уверен в правильности решения властей Казахстана и убежден в успехе данной меры в среднесрочной и долгосрочной перспективе, даже без политических колебаний.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, глава Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов заявил, что идеальный обменный курс тенге установит рынок. Также он сообщил об отмене введенного ранее валютного коридора. Российские эксперты, политики и экономисты заявляют, что плавающий тенге не отразится на экономике России.