Инвестиционные программы и проекты по развитию промышленности и инфраструктуры российских регионов будут представлены в рамках Второго Пекинского международного экономического форума «Россия — Китай. Две страны — одно дело» (BIEF-2015), который пройдет 3−5 сентября 2015 года. В числе подтвердивших свое участие в работе форума — делегация Карелии, которую возглавит губернатор Александр Худилайнен, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Один из интересных и важных для региона проектов, которые будут представлены в Пекине, это проект строительства скоростной автомагистрали «Онего», автомобильного пункта пропуска через границу с Финляндией «Сювяоро», таможенного и инфраструктурного кластера «Онего».

Как сообщили ИА REGNUM в Министерстве экономического развития Республики Карелия, проект автомагистрали «Финляндская граница — Урал» охватывает 2658 км, только первая его очередь, проходящая по территории Карелии будет проложена на 426 км, и обойдется ориентировочно в 245 млрд рублей.

Международный автомобильный пункт пропуска «Сювяоро» будет иметь пропускную мощность 5500 автомобилей в сутки с потенциалом для возможного увеличения.

Что касается строительства таможенного и инфраструктурного кластера «Онего», то он будет в себя включать домостроительный комбинат с производственной мощностью — 200 000 квадратных метров в год. Здесь же планируется открыть производство легких стальных конструкций с мощностью 250 000 квадратных метров в год; завод по изготовлению теплоизоляционных изделий (22 500 000 кубических метров в год). Кроме того, в кластере планируется открыть фармакологический завод, где будут производиться антибиотики (2 700 000 флак./год) и офтальмологические растворы (6 400 000 бут/год). Будут производить в «Онеге» и теплицы (50 000 квадратных метров в год). Свежими овощами жителей Карелии, после появления кластера, будет обеспечивать тепличный комплекс производительностью 10,5 тонн в год. Кроме того, планируется здесь же организовать переработку твердых бытовых отходов (100 тысяч тонн в год) и производство электроэнергии (105 МВт). Оценивается весь проект в 80 млрд долларов США

Также республика Карелия представит потенциальным инвесторам проект строительства Белопорожских ГЭС, стоимость которых оценивается в 8 млрд рублей или 140 млн долларов. Проектные работы завершатся в нынешнем году, в 2018 году планируется запустить ГЭС-1, в 2019 — ГЭС-2. Окупиться инвестиции должны за 15 лет. Организаторы рассчитывают, что состоится подписание контракта между карельской компанией «Норд Гидро» и крупнейшей китайской железнодорожной строительной корпорацией, которая уже реализует три строительных проекта на востоке страны, инвестировав свыше 300 миллинов долларов.

Еще один грандиозный проект, который представит Карелия в Пекине — это строительство морского торгового порта «Кемь», расположенного на Белом море и имеющего выход на Северный морской путь. Сейчас Кемь является крупным автомобильным, железнодорожным и морским транспортным узлом, обеспечивающим прямое сообщение с Баренцевым, Балтийским, Черным и Каспийским морями. Согласно проекта, планируемая глубина якорной стоянки — от 16 до 25 метров, проектная мощность порта — до 20 млн тонн. Инфраструктура порта будет состоять из акватории, причалов, терминалов и необходимых под склады территорий, железных и автомобильных дорог.

Следующий масштабный проект, который Карелия везет на BIEF-2015 — Пудожский проект, цель которого геологическое изучение, разведка и промышленная разработка Пудожгорского месторождения титано-магнетитовых руд, Аганозерского месторождения хромовых руд и Шалозерского месторождения хромо-медно-никелево-платинометальных руд Бураковского массива, а также создание на их базе ряда крупных промышленных производств.

Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали, строительство города на 40 тысяч человек и 2−3 поселка городского типа на 3 тысячи жителей. Кроме того, предполагается строительство ГОКа на базе Пудожгорского месторождения комплексных железо-титан-ванадиевых с медью, платиноидами и золотом руд, ГОКа на базе Аганозерского хромитового месторождения с объемом добычи и переработки не менее 5 млн тонн руды в год, ГОКа на базе Шалозерского месторождения комплексных платинометальных, медно-никелевых и хромовых руд, металлургического комбината на базе месторождения серпентинитов «Аганозерское-II» и металлургического завода ферросплавов. Одновременно с добычей и переработкой руды существует возможность для сопутствующего производства высокопрочного щебня из вскрышных пород. Предполагается и развитие лесопромышленного комплекса Пудожского района.

Общий объем инвестиций по проекту — оценивается в 100−120 млрд рублей и требует применения механизмов частно-государственного партнерства. Ожидаемый годовой объем производства — более 150 млрд рублей. Поступление налогов в бюджетные системы разных уровней планируеся — 50 млрд рублей в год. Социально-экономический эффект — создание 10 — 15 тысяч рабочих мест в районах Республики Карелия и смежных областях России.

Напомним, что форум BIEF-2015 проводится во второй раз, по итогам Первого форума (предыдущее название — Международный инвестиционный форум KARAT-GLOBAL CHINA), состоявшегося в ноябре 2014 года, запущены десятки проектов в российских регионах — Пензенской, Самарской, Нижегородской и Московской областях. Среди них завод по переработке пресноводной рыбы в Пензенской области, строительство детских садов и школы, завода строительных материалов, сельскохозяйственных объектов — зернохранилища и тепличного центра. В Самарской области запланировано создание крупных комплексов доступного жилья, а в Нижегородской области — целого города-спутника на берегу Волги.

Свое присутствие на форуме 2015 года подтвердили крупнейшие китайские организации, предприятия и компании, среди которых Центр экономического сотрудничества, Международный департамент ЦК компартии Китая, Пекинская биржа финансовых активов, Корпорация железнодорожного строительства Китая, Группа высокотехнологичных корпораций Китая, China texmatech Co. Ltd (компания по импорту и экспорту текстильного оборудования и технологий), Китайская международная инвестиционная компания «Чэнтун», MCC Overseas ltd (Металлургическая корпорация Китая), корпорация «Далянь Ваньда Груп», Административный комитет таможенного логистического центра «Ухань Дунсиху», Китайская авиационная группа, Офис иностранных дел, Заморских китайских дел, Хэцзюнь Capital, Хэцзюнь Consulting Co. Ltd, Хэцзюнь Group, Китайский холдинг финансовых инвестиционных стратегий, Чжунжун Холдинг Груп — Китайская финансовая корпорация, группа культурного развития «Гэхуа» (Пекин), инвестиционная группа Eagle.