Необходимо искать пути выхода их экономического кризиса и более рационально использовать бюджетные средства, а не сокращать расходы. Как передает корреспондент ИА REGNUM 30 сентября, такое мнение выразили эксперты во время состоявшегося 30 сентября в Москве «круглого стола».

Политика количественного смягчения

Реализация политики количественного смягчения и следование курсу президента, а не указаниям МВФ, позволит увеличить доходы бюджета, убежден член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров («Единая Россия»). «Почему вместо политики количественного смягчения, то есть запуска в экономику денег через кредиты, мы наоборот ввели Базель-3, подняли ставки, перекрыли рублю оборот в экономике, тем самым создали проблемы с бюджетом и проблемы с экономикой страны», — заявил Федоров. По его мнению, это искусственный кризис, и выход из него требует политического решения. «Почему мы выполняем команды МВФ, а не главы государства? Посмотрите сентябрьские указания МВФ прошлого года и сентябрьский Госсовет Путина прошлого года. На Госсовете глава государства говорит: ставки снижайте, и МВФ — ставки поднимайте», — заметил он. Выполнение рекомендаций МВФ, по мнению депутата, привело к текущим проблемам в экономике. На его взгляд, это «искусственная история, вызванная отсутствием суверенитета». «Решим проблему суверенитета — решим проблему кризиса, как и решили ее страны, проводящие политику количественного смягчения», — уверен парламентарий.

Эффективное расходование бюджетных средств

Эффективность бюджетных расходов является одним из наиболее значимых вопросов бюджетной политики, уверена профессор кафедры финансового и административного права Российского экономического университета им. Плеханова Юлия Крохина. По ее мнению, именно на это, а не на урезание расходов бюджета, должны быть направлены усилия. «Когда бюджетных средств много или когда их мало, они в любом случае должны расходоваться эффективно. В нынешних условиях более чем когда-либо возрастает необходимость адекватного финансового контроля, ответственности за нарушение и бюджетного, и налогового законодательства», — уверена она. Кроме того, по ее словам, 25% дохода бюджета должно иди на инвестиции, тогда как сейчас бюджет направлен на текущие расходы.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский («Справедливая Россия») в свою очередь заявил, что необходимо сохранить социальные статьи расходов, сократив расходы, связанные с непроработанными инвестициями. Он обратил внимание на проблему неэффективного использования денег в рамках государственных программ и государственными корпорациями. «В этом направлении — безбрежное поле для оптимизации расходов», — уверен депутат.

Часть нагрузки снимут внебюджетные фонды

В стране необходимо развивать практику создания внебюджетных фондов, что снизит нагрузку с бюджета, полагает член комиссии ОПРФ по вопросам инвестиционного климата Николай Остарков. Развитие ипотеки, развитие стройки, по его словам, также могло бы дать сильный толчок для развития всей экономики, а для этого нужно запустить программу рефинансирования ипотеки. «Матрица бюджета развитой страны отличается от матрицы бюджета, в котором пытаются все расходы запихнуть в бюджет. Это грубейшая ошибка, непонимание природы современных денег и природы современной финансовой системы», — отметил он.

Структурные изменения

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР) обратил внимание на то, что в правительстве нет органа, который отвечал бы за экономику в целом. «Нужен единый центр, который формировал бы и экономическую модель и одновременно фискальную модель. Изъятие средств в виде налогов должно преследовать единую цель. У нас сегодня этого нет», — полагает он. По мнению парламентария, «нужны структурные изменения, переход на новое управление и новый человек, который бы отвечал не за баланс бюджета, а за развитие экономики». «Ничего страшного, если это произойдет в кризис. Кризис — тот момент, когда все мы готовы потерпеть ради какой-то большой цели», — заявил Катасонов. Бюджет на 2016 год, на его взгляд, это «бюджет выживания»: «Мы хотим опять пересидеть в надежде, что цены на нефть подрастут». По его мнению, нужен поиск новых доходов, а также внесение изменений в бюджетное правило.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Виктор Коломейцев (КПРФ) заявил, что необходимо начать процесс возврата финансовых средств, вложенных в ценные бумаги зарубежных государств, поддерживающих экономические санкции против Российской Федерации.

Ранее Совет Федерации поддержал введение однолетнего бюджета на 2016 год. Проект федерального бюджета на следующий год должен поступить в Государственную думу до 25 октября.