Внутренняя политика Казахстана традиционно носит кулуарный характер. В то же время отдельные информационные поводы позволяют сформировать некоторую целостную картину происходящего. В сентябре 2015 года наиболее интересными для российских наблюдателей могли бы стать нижеследующие внутриэлитные события.

Назначение Дариги Назарбаевой вице-премьером, курирующим социальную политику

Ранее мы уже обращали внимание на это событие. Но по прошествии нескольких недель уже можно делать определенные обобщения.

Во-первых, пост вице-премьера по социальной политике в условиях нарастающего кризиса — не подарок. Тенденции таковы, что ближе к зиме страна заиграет социальными и трудовыми конфликтами, как новогодняя елка — гирляндами. И за их благополучное разрешение будет отвечать Дарига Назарбаева.

Во-вторых, осознание этого факта заставляет ведущие внутриэлитные группы в правительстве интенсифицировать процесс поиска виноватого за ухудшение социально-экономического положения. При этом стратегической целью группы Карима Масимова является удержание поста премьер-министра. А стратегической целью его оппонентов — отставка действующего премьера.

Именно поэтому в последние недели мы были свидетелями масштабных информационных атак на Кабинет министров. Если Масимов сможет удержать пост до зимних политических каникул, то время начнет работать против его оппонентов.

Публикация материалов об объемах валютных спекуляций на КАСЕ Национальным банком

Индикатором роста обеспокоенности в элите по поводу распределения ответственности за рост социального напряжения стали события середины сентября, когда Национальный банк был вынужден проводить масштабные интервенции для поддержания курса тенге на Казахстанской фондовой бирже. Критика политики Нацбанка и его первого руководителя Кайрата Келимбетова вызвала обратный эффект. Нацбанк перешел от оправданий к информационным контратакам и опубликовал список казахстанских банков по объемам торговли пары тенге/доллар. Данный список возглавляют банки, принадлежащие внутриэлитным группам, находящимся в союзных и партнерских отношениях с премьером Каримом Масимовым. Таким образом, Нацбанк вольно-невольно попытался переложить часть ответственности за ситуацию на валютном рынке. Можно ли говорить о том, послужит ли данный «недружественный шаг» поводом для обострения отношений между Нацбанком и экономическим блоком правительства, покажет ближайшее будущее.

Критика инициативы Министерства национальной экономики по повышению налогов для малого и среднего бизнеса со стороны Булата Утемуратова

Необходимость поиска новых источников доходов в бюджет заставляет Министерство национальной экономики (МНЭ) лоббировать принятие нового пакета законов, затрагивающего изменение налоговых ставок. Против принятия этого закона выступила Национальная палата предпринимателей (НПП). Одновременно с этим с резкой критикой инициатив МНЭ выступил один из крупнейших бизнесменов страны Булат Утемуратов. К слову, Утемуратов уже давно приковывает к себе пристальное внимание казахстанского экспертного сообщества.

Последнее выступление Утемуратова стратегически выверено: помимо тактической цели ударить по команде Карима Масимова (а конкретно — по министру национальной экономики Ерболату Досаеву) достигается и более масштабная имиджевая цель — привлечение внимания казахстанского бизнес-сообщества. НПП «Атамекен» в силу партнерских отношений Тимура Кулибаева и Карима Масимова не может критиковать экономический блок правительства, как говорится, «в полную силу». А Утемуратов, не связанный неформальными обязательствами, вполне может. И тем самым заявляет о себе как о новом потенциальном политическом лидере, отстаивающем интересы казахстанского малого и среднего бизнеса.

Вброс слухов об отставке главы Национального банка

В самом конце месяца ряд казахстанских СМИ инициировал волну слухов о скорой отставке председателя Национального банка Кайрата Келимбетова. Несмотря на то, что пресс-служба Нацбанка поспешила опровергнуть эти слухи, версия о ротации пока продолжает приковывать к себе внимание экспертного сообщества. Нельзя исключать, что данные слухи — сигнал о том, что месседж о публикации списка банков, подозреваемых в спекуляциях на КАСЕ, дошел по назначению, и Келимбетову выдана «черная метка».

В целом пост председателя Национального банка может рассматриваться в качестве привлекательного многими внутриэлитными группами Казахстана: это и доступ к резервам Единого накопительного пенсионного фонда, и возможность переформатирования казахстанского банковского сектора, и операционный контроль над созданием Международного финансового центра в Астане. В условиях, когда количество прибыльных сегментов национальной экономики резко сокращается, данная позиция могла бы стать спасительной для большинства групп влияния.

Инициатива по приватизации 60 крупных госкомпаний

Ухудшение ситуации с доходной частью бюджета страны выступает удобным предлогом для перераспределения государственной собственности по бросовым ценам. В сентябре первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев представил новый этап масштабной приватизации: 60 наиболее крупных госактивов, выводимых из структур «Самрук-Казына», «Байтерек», «КазАгро». Экономическая эффективность вывода этих объектов на фондовый рынок в период кризиса вторична. Первично — поручение президента о «приватизации».

Для крупнейших казахстанских групп влияния наступают благоприятные времена — скупка государственных активов, способная существенно перераспределить текущие сферы влияния в ключевых отраслях экономики. Первый шаг в данном направлении уже успело сделать руководство национальной компании «КазМунайгаз» — на днях была анонсирована возможность продажи трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, ранее уже выкупавшихся государством для того же «КазМунайГаза».