Дефицит столичного бюджета на 2016 год, прежде всего, предполагает сокращение бюджета администраций и расходов внебюджетных фондов, в основном — пенсионного, заявил корреспонденту ИА REGNUM руководитель аналитического центра финансовых исследований НИИ Минфина РФ, профессор Финансового университета при правительстве РФ Игорь Варьяш, комментируя первые доступные цифры годовой столичной «сметы». Также можно ожидать уменьшения финансирования социальных статей.

Скромные пенсии и бюджет окормления

Напомним, 6 октября на заседании правительства Москвы одобрили проект закона «О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Как заявил мэр Москвы Сергея Собянин, бюджет будет «чрезвычайно непростым». Так, запланированный дефицит в 48 млрд рублей обусловлен в том числе необходимостью выплатить долги перед банками в 84 млрд рублей и 400 млн евро, пояснил он, а рост доходов в 2016 году в номинальном выражении к ожидаемым показателям исполнения доходной части бюджета в текущем году составит лишь порядка 2,2%, что существенно ниже предполагаемого уровня инфляции. И хотя в правительстве пошли на трехлетнюю «смету» вместо «кризисной» однолетней, заложенные показатели на 2017 и 2018 годы также пока не предполагают особого увеличения темпов роста доходов.

«По нашим оценкам, инфляция будет в районе 15% (по итогам 2015 года, прим. ИА REGNUM). По оценкам федеральных ведомств меньше на 1−2%. Но в любом случае это двузначная цифра, — пояснил Варьяш. — Прежде всего тут пострадает бюджет администраций, сокращение идет прежде всего по этой линии. То есть на 5−10% сокращается бюджет окормления органов государственной власти. Скорее всего затормозится рост зарплат. Кроме того, конечно, сокращаются расходы внебюджетных фондов. В первую очередь это касается Пенсионного фонда. Дело в том, что в следующем году, по нашим последним оценкам, инфляция составит 7,5% (в 2016 году), а индексация пенсий будет примерно 4%. За счет этих 3,5% пенсионные фонды будут меньше выплачивать в реальном выражении. Сейчас поступают предложения, чтобы было две индексации, но пока есть лишь решение о том, чтобы была только одна».

По мнению Варьяша, жителям России и москвичам в частности придется «очень тяжко», так как ситуацию с сокращением расходов в 2016 году вряд ли кардинальным образом исправит даже предполагаемый рост цен на нефть, ведь к обычным расходам также прибавятся дополнительные расходы Минобороны.

«Министр финансов сделал заявление, что бюджет Минобороны на 2015 год не пересматривается, туда не добавляются средства, но у нас 2016 год на пороге. Мне кажется это достаточно тонкий намек на то, что нужно подумать и о 2016 годе, — отметил он. — Такие вещи напрямую влияют и на региональные бюджеты. Есть распределения, расходы будут уменьшаться. Тут хочется отметить, что московскому правительству придется чуть больше занимать для того, чтобы сбалансировать бюджет».

Хуже уже не будет?

Что касается дополнительных заимствований, то в правительстве Москвы пока не определились с тем, сколько именно и у кого просить и обходятся лишь экспертными оценками одних чиновников, подчеркнул Варьяш. В результате чего у последних отсутствует должный контакт с бизнесом. «Пока этот вопрос ни для московского правительства, ни для федерального однозначно не решается. Тут нужно обратиться, конечно, к людям — сколько они могут дать, насколько они доверяют правительству. В этом смысле московское правительство находится в несколько лучшем положении, чем федеральное, потому что ему доверяют больше», — заключил он.

Вопрос инвестиций — и домашних, и иностранных — по-прежнему остается для города одним из самых острых, отметил профессор. По последним данным Центробанка, в этом году с российского рынка инвестиций должно «утечь» больше 80 млрд долларов. Это примерно в 2 раза меньше, чем в прошлом году, но это отток.

Что же касается стабилизации и в данной сфере, и в экономической ситуации в целом, то пока 2016 год называют «пиковым» для текущего кризиса. «Кто-то, как Шувалов и Улюкаев, считает, что стабилизация может начаться в середине года, кто-то считает, что к концу году и, скорее всего, в 2017 году. Но общее мнение (и я думаю, что оно правильно) сводится к тому, что 2016 год должен быть к середине или к концу все-таки переломным. Хуже уже не будет», — заключил Варьяш.

Возможен рост смертности

Помимо индексации пенсий и сокращения зарплат администраций, под сокращения традиционно могут попасть расходы на социальные направления: здравоохранение, образование, культуру и спорт. По заявлению мэра Москвы Сергея Собянина, социальные обязательства города будут выполнены в полном объеме, но пока указан лишь общий размер планируемых расходов по данным статьям — 880 млрд рублей, а с учетом отчислений ОМС — порядка триллиона рублей.

И медики опасаются, что если столичный бюджет на здравоохранение будет сокращен хотя бы в виде «не покрытия» прогнозируемого уровня инфляции, то Москву ждет продолжение негативного тренда по увеличению смертности, которая за восемь месяцев 2015 года уже возросла на 4,4%, заявила корреспонденту ИА REGNUM доктор медицинских наук, председатель правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова.

«Это один из худших результатов в ЦФО и 3,5 тыс. дополнительных смертей в столице. По итогам всего 2015 года в Москве произойдет 6 тыс. дополнительных смертей к ежегодным 120 тыс. в последние годы», — подчеркнула она.

Судить о плановых расходах на столичное здравоохранение в 2016 году будут только после опубликования конкретных цифр, но, как отметила Улумбекова, прогнозировать возможные негативные результаты можно уже сейчас — по итогам реформ за последние 2 года. Ими стали сокращения числа кадров, коек и финансирования.

«В Москве в 2014 году число посещений поликлиник по сравнению с 2013 годом в расчете на 1 жителя уменьшилось на 25%, число госпитализаций в стационары — на 2%, число вызовов скорой медицинской помощи — на 7%. Вот и получили рост смертности из-за снижения доступности медицинской помощи», — пояснила она.

Надо «резать» бордюры, а не социалку

Бюджет Москвы на 2016 год заявлен консервативным в той же мере, как и остальные региональные «сметы», и в целом отражает общую картину по стране, заявил корреспонденту ИА REGNUM директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин.

«На фоне других субъектов Федерации выделяется только Сахалинская область, чьи доходы сопоставимы с московскими, — отметил эксперт. — Регионы берут пример с федерации и принимают консервативные бюджеты, предполагающие жёсткую экономию и слабый рост. Если появятся дополнительные доходы, они будут распределяться, но их может вообще не быть».

Тем не менее, москвичи могут и не ощутить на себе влияние нынешней бюджетной политики городских властей, предполагает Дерюгин. «Главное, чтобы выполнялись социальные обязательства, а для этого Москве есть на чем сэкономить. У города есть ресурсы для сокращения расходов — в частности, дорожное строительство, плитка, бордюры… Без этого можно временно обойтись по меньшей мере в краткосрочной перспективе, но выполнить планы в социальной сфере», — полагает он.

Кто будет строить метро?

Собственно, темпы строительства и благоустройства в столице действительно могут замедлиться — из-за оттока инвестиций и проблем с поиском новых инвесторов, заявил корреспонденту ИА REGNUM член Совета Московского отделения ОПОРЫ России Дмитрий Несветов.

«Может быть, у правительства Москвы есть какие-то точечные субъекты для инвестиций из частного сектора, на которые они рассчитывают, но в целом эта тема не обсуждалась, и я не вполне понимаю на какие инвестиции и заимствования — массовые, целевые или еще какие-то — рассчитывает московское правительство, — подчеркнул он. — Инвестиции из страны и города уходят и уходят довольно быстро, что видно, например, по процессам, происходящие в сфере девелопмента и коммерческого девелопмента. В частности, сейчас часто говорится о том, что инвестиции, сделанные 1,5−3 года назад, реализовываются и объекты достраиваются, а вот для закладки новых нет оснований. Стало заметно, что инвестиции в эту сферу практически прекратились. Понятно, что они не уйдут в ноль, но инвесторы отозвали значительную часть проектов. Многие объекты недвижимости, торговые центры, бизнес-центры запаздывают с вводом в эксплуатацию».

Главными факторами замедления, по словам Несветова, выступают изменение бизнес-климата и увеличение количества рисков, а также масштабный кризис ликвидности, «отрезавший» малый и средний бизнес от доступа к финансовым ресурсам. В итоге столица может «поплатиться» в том числе и рядом приоритетных проектов по строительству метрополитена, дорог, транспортно-пересадочных узлов, школ, детских садов и больниц.

«Все эти программы пока недостаточно заявлены, темы эти с бизнесом не обсуждались и, самое главное, абсолютно не понятны стимулы и мотивы, которые заставят бизнес инвестировать в московские проекты, — подчеркнул он. — Я думаю, что в том объеме, в котором эти программы и проекты должны быть профинансированы из городского бюджета, профинансируют, а вот в части дополнительного объема, который был запланирован на частные внешние инвестиции (из других стран, регионов и т.п.), эти проекты будут замедляться. Может быть, какая-то часть из них будет вообще свернута. Потому что тенденций к тому, чтобы инфраструктурные инвестиции увеличивались, я не вижу».

На вопрос «что делать?» эксперт ответил, что у московского правительства на руках все-таки не так много реальных инструментов по исправлению ситуации. «Бизнес-климат — это общая экономическая проблема, а не московская. Со своей стороны московские власти могут прибегнуть к дополнительным стимулам, если они действительно заинтересованы в инвестициях. Они могут попробовать предложить какие-то налоговые, фискальные преференции. Пока этого никто смело не делает, боятся. Вот если московские власти будут чуть-чуть посмелее и предложат условия, которые они готовы предоставить инвестирующему бизнесу для облегчения налоговой фискальной нагрузки, возможного доступа к финансированию, предложат хотя бы частичные городские гарантии бюджетные для получения финансовых ресурсов и кредитов, то тогда это может как-то простимулировать. Но это очень частные факторы. К сожалению, довлеют факторы глобальные», — резюмировал он.

Напомним, что по предварительным данным, озвученным на заседании правительства Москвы, в 2016 году на реализацию городских программ предусмотрено 90% расходной части бюджета. При этом в городе обещают сохранить приоритеты и пропорции расходование бюджетных средств, сложившиеся в предыдущие годы. Общий объем средств на социальные программы составит 880 млрд рублей. На развитие города, включая адресную инвестиционную программу — 517,8 млрд рублей. Городские программы «Жилище», «Развитие инженерно-коммунальной инфраструктуры» и «Развитие туризма и отдыха» профинансируют на сумму 202 млрд рублей. На программу «Открытое правительство» планируется выделить 8,9 млрд рублей. Депутаты Мосгордумы рассмотрят бюджет на отдельном заседании уже в октябре 2015 года.

Читайте также: «Уравниловки не будет»: предприниматели оценили грядущий «жесткий бюджет».

А также: Бюджет-2016: Бюджет выживания и эффективность