В Саратовской области новый налог на землю, рассчитанный с учетом кадастровой стоимости, получил в народе название «драконовский» в связи с тем, что он увеличился в сотни раз, при этом региональная власть делает вид, что далека от этого, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В УФНС ИА REGNUM констатировали: «На территории Саратовской области кадастровая стоимость земель населенных пунктов утверждена: постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 № 270-П, которое применялось для целей налогообложения земельным налогом за 2010—2013 годы; распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», которое для целей налогообложения применяется с 2014 года».

В налоговом ведомстве подтвердили: «Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Распоряжением № 989-р по ряду муниципальных образований Саратовской области, значительно выше кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением № 270-П».

Резкий рост налогового бремени создал скандальную ситуацию в регионе, поскольку он касается не только простых граждан, имеющих дачные участки, за которые нужно теперь платить в несколько раз, а то сотни раз больше, но и больно ударил по малому и среднему бизнесу. Однако на публичных слушаниях и круглых столах региональное руководство продолжает отмалчиваться, губернатор Валерий Радаев до сих пор не озвучил свою официальную позицию по этому вопросу.

Наблюдатели отмечают, что, в отличие от других регионов, в Саратовской области с 2015 года налог на имущество с учетом кадастровой стоимости рассчитан сразу по максимально возможной по закону ставке — 2%, как это делается в городах федерального значения. Уже с августа 2015 года владельцам дачных и приусадебных участков стали поступать новые налоговые уведомления на новый земельный налог, несмотря на то, что региональная власть могла отсрочить этот переход до 2020 года.

Для налогообложения бизнеса «по драконовским ставкам» в областную думу внесен законопроект. Разработчик этого закона — глава регионального Комитета по управлению имуществом (КУИ) Олег Галкин. Когда ему сообщили, что в некоторых районах налог на землю вырос в 200−300 раз, отреагировал так: «Физически не видел платежки с такими цифрами. Чисто технически такой рост возможен, если раньше человек не платил налог или он был занижен. На мой взгляд, имеет место рост в два раза. Нельзя сказать, что это тотальное повышение». В бизнес-сообществе нововведение получило название «поправка Галкина».

Читайте также: Жители Саратовской области испытали шок от роста налога на недвижимость

«Все разводят руками и ссылаются на то, что все это произошло в связи с изменением кадастровой стоимости земли, которое состоялось в 2012 году, — высказал свою позицию депутат Саратовской областной думы, бизнесмен Сергей Курихин. — И что чиновники в Саратовской области к этой переоценке отношения не имели, им все цифры были спущены с Росреестра… Уже на момент формирования отчета и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков было отмечено резкое увеличение ряда показателей, однако правительство области на это никак не отреагировало».

Сегодня, 15 октября, глава Саратова Олег Грищенко дал свой официальный комментарий по поводу «поправки Галкина»: «Известно, что основными принципами налогообложения являются принципы эффективности, соразмерности и справедливости. Это означает, что налоги должны уплачиваться соразмерно доходам, они не должны мешать развитию производства, должны стимулировать экономический рост и хозяйственную активность. Особенно важно учитывать эти факторы в период экономического кризиса, который сегодня мы все переживаем».

«Не случайно рассматриваемый законопроект вызвал такой широкий общественный резонанс, ведь в сегодняшних условиях бизнес, особенно малый, балансирует на грани выживания, и мы просто не имеем права его добивать, — считает глава Саратова. — При принятии решения необходимо учитывать экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития экономики, воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Делать сегодня шаги, ведущие предпринимателей к неминуемому банкротству, не просто безнравственно, но и экономически нецелесообразно, ведь завтра просто может быть не с кого взимать налоги».

Корреспондент ИА REGNUM обратился за разъяснением к руководителю Управления федеральной налоговой службы по Саратовскому региону Виктору Козельскому — в каких районах области введен новый налог с учетом кадастровой стоимости, во сколько раз вырос, и каков размер общей суммы налогового бремени за землю по сравнению с 2014 годом.

В ответе на редакционный запрос ведомство сообщило следующее: «Налог на имущество физических лиц, в соответствии с п. 2 ст. 15 Налогового кодекса РФ (НК РФ), отнесен к местным налогам. Начисление данного налога до 01.01.2015 регулировалось Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003−1 и решениями местных органов власти по месту нахождения объекта собственности, с 1 января 2015 года — главой 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ и решениями местных органов власти.

В соответствии со статьей 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется, исходя из их кадастровой стоимости. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В случае если субъектом РФ не принято решение о переходе на исчисление налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется, исходя из их инвентаризационной стоимости».

«В настоящее время в Саратовской области налог на имущество физических лиц исчисляется по инвентаризационной стоимости объектов, так как решение об исчислении налога, исходя из кадастровой стоимости, не принято, — констатировали в УФНС региона. — Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы».

«Земельный налог, в соответствии с п. 1 ст. 15 НК РФ, отнесен к местным налогам, — пояснили в налоговом ведомстве. — Порядок налогообложения по земельному налогу определен в соответствии с главой 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельного участка (п. 2 ст. 387 НК РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель…»

Отметим, наблюдатели обращают внимание на позицию губернатора Валерия Радаева в связи растущим недовольством среди населения. 18 сентября он заявил аналитикам «Взгляд-Инфо», что ответственность за рост земельного налога несут Росреестр и руководство муниципальных районов: «Кадастровую оценку делают федеральные структуры. Если по кадастровой оценке есть вопросы, значит, в правовом порядке необходимо разбираться.

Еще никто не обжаловал относительно какой-то ошибки. Последнюю оценку в 2012 году проводила федеральная структура — региональное управление Росреестра. Вот в этой части у кого есть вопросы — надо обжаловать. Пока никто не обжаловал. Все, что касается земельного налога, — это прерогатива муниципальной власти. По ряду муниципальных образований, которые мы проезжали, подобные вопросы задавались. Я рекомендовал главе администрации и главе района вернуться к этому вопросу, обсудить этот вопрос. Если там что-то не соответствует, необходимо привести в соответствие».

При этом в региональном Росреестре указывают: «При введении земельного налога представительным органам муниципальных образований предоставляется право определять, в пределах норм НК РФ, основной элемент налога — ставку, и обязательные элементы налога — порядок и сроки его уплаты. В НК РФ отмечено, что представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать дополнительный элемент налога — налоговые льготы, основания и порядок их применения, в т.ч. и размер необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог».

Читайте также: Антикризисные меры по-саратовски: льготная поддержка и «налоговая удавка»