В Новосибирске завершился традиционный, пятый по счету фестиваль "Интернить". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, одним из его ключевых моментов стали выступеления известного российского интернет-деятеля Антона Носика, создателя нескольких известных новостных сайтов, сейчас редактирующего Mosnews.com. Одно из его выступлений называлось "Блоггинг: точки пересечения с Интернет-СМИ и возможное развитие в российской реальности".

На удивление на выступление Носика слушателей пришло не так много - зал не был наполнен даже наполовину. Сам лектор поначалу был немного вялый, видимо, после долгого авиаперелета, однако постепенно разошелся.

В общих чертах отличие блогов от обычных сайтов понимает большинство интернет-пользователей, значительная часть которых уже обзавелась собственными блогами. Однако дать четкое определение блогам пока не удалось. Не удалось этого и Носику. Он честно привел несколько дополняющих друг друга определений: "Существует точка зрения, что блог - это набор записей, фиксирующих что-то в паутине, например, появляющиеся-исчезающие ссылки или какие-то новые сущности. С другой точки зрения - это любой дневник, где паутина используется как средство доставки. Человек, утром проснувшись, пишет: как хорошо я утром позавтракал, это тоже блог". Еще два признака блога: последняя запись является самой верхней и есть возможность интеракции, то есть возможность оставления комментариев.

По словам Носика, революционность блогов заключается в том, что вести их может любой человек, подключенный к интернету: "Радикально снижается планка входа в интернет-вещание. Еще в прошлом планка интернет-вещания была снижена до тех людей, которые не сочли за труд выучить html. Потратили час-другой на доступ к интернет-вещанию. То в ситуации, когда человек ведет свой блог в системе блог-хостинга, ему вообще ничего не надо знать, кроме букв. Даже и это ограничение снимается, потому что существует такая вещь как фото-блоги". Причем, отмечает Носик, для этого уже даже не надо уметь фотографировать, потому что на рынок выходят цифровые фотоаппараты и телефоны с камерами. "В телефоне есть одна кнопочка, с помощью которой можно сфотографировать, и потом отправить это в Интернет. Поэтому и умения фотографировать уже не требуется. Требуется наличие одного пальца".

За счет массовости и благодаря тому, что традиционные СМИ не могут отправить своего корреспондента на все события, и уж по крайней мере он прибудет туда с опозданием по отношению к рядовым участникам события, блоги становятся альтернативным СМИ. "По сравнению с традиционными СМИ блоги - это стерео, полифония и 3D", - считает Носик. "Блоггеры существуют в любой стране, в любом социальном слое. Получать информацию от блоггера равносильно тому, что вы сами находитесь в эпицентре событий. Произошло какое-то событие, пришли 500 человек, половина из них имеет телефоны с камерой, делают снимки и выкладывают их в фотоблогах или на домашних страницах". В результате на одно и то же событие можно посмотреть глазами совершенно разных людей: "Полифония голосов, поступающих с любой точки, составляет реальную альтернативу новостному вещанию из этого места".

Правда, возникает другая проблема. Чем больше блогов и чем они доступнее для тех, "кому и сказать особо нечего", тем больше информации. И действительно нужная информация "тонет" в "информационном шуме". "Фокус заключается в том, что создана система, при которой возможность сказать и возможность достучатся до слушателей во всем мире, получили люди, которым вообще нечего сказать", - отметил Носик. Получается, что именно в этом спасение для ставших теперь уже традиционными онлайн-СМИ: внимание читателей не переключится полностью на блоги, потому что тогда массу времени придется тратить на чтение "информационного шума".

Скорее СМИ могут взять на себя функцию фильтрации информации из блогов. Действительно, уже были случаи, когда фотографии из веб-блогов, сделанные на сотовый телефон, попадали на первые полосы ведущих мировых газет - как это было, например, со снимками взрывов в Лондоне.

"В дневниках людей из Нового Орлеана, мне лично очень мешало то обстоятельство, что за перо взялись люди с типичным американским уровнем грамотности, культуры и литературного языка. Такой вот американский Эдди, который не может молчать, потому что его дом затопило. Никаких других показаний, для того, что бы взяться за перо у него нет. Последняя книжка в его жизни, которую он читал, был комикс. Они искренни, но читать невозможно, потому что они про каждое второе слово не знают, как оно пишется и зачем оно используется", - рассказал Носик. Правда, при этом у них, как правило, хорошие фотографии - их значительно больше, чем в Reuters, и значительно дешевле".

Носик считает, что нужны какие-то системы фильтрации информации от "шума". Например, это могут делать поисковые системы: "Больше полугода служба поиска по блогам действует на Яндексе, а на прошлой неделе объявлено, что по блогам открыла свой поиск компания Google", - рассказал Носик. Но ни тот, ни другой не ищут по комментариям, а только по исходным сообщениям авторов блогов. Однако, говорит Носик, "блоги - это вещь, допускающая комментарии и интерактивность. В значительной части эта интерактивность составляет предмет интереса". По комментариям делает поиск Рамблер, у которого вовсе нет отдельного поиска по блогам, просто потому, что Рамблер "относится к записи в блоге, не как к записи в блоге, а индексирует ее как обычную страницу, со всеми комментариями".

Самая же большая проблема, впрочем, в том, что пока точно неизвестно, как эти поисковые системы настроить, чтобы они действительно отличали полезную информацию от шума: "можно найти все вхождения определенного контекста, можем отсортировать по ключам по географии. Но как отличить информационно ценный блог от бесполезного? Отличить "Вчера читал пейджер. Много думал" от серьезных мыслей серьезного участника каких-то событий?". Например, по каким словам стоило бы сортировать сообщения из Нового Орлеана? Носик признает, что пока что этот вопрос не решен: "Это очень сложная задача, на стыке технологии и гуманитарного знания".

Еще один метод - ranking, то есть учет количества и качества сайтов, ссылающихся на данный ресурс. "Ranking очень хорошо работает с блогами. Количество ссылок на блог в значительной степени может приниматься как показатель информационной ценности этого блога", - поясняет Антон Носик. Но при этом "ranking оценивает только внешний интерес. Он не оценивает достоверность и многих параметров, которые являются при оценке СМИ основополагающими", - признает Носик. Действительно, благодаря рэнкингу трудно выявить блог какого-нибудь афроамериканца, благодаря урагану превратившегося из обычного новоорлеанского безработного в члена банды и информированного инсайдера. До того, как этот блог не найдут другие пользователи блогосферы, ranking его не выявит.

Антон Носик прогнозирует, что информация из блогов станет таким же товаром, каким сейчас являются новости традиционных СМИ. "Сейчас у нас праздник освобождения от монополии радиостанций, телевизионных каналов и газет. Мы попали в открытый мир, где можем найти по поиску человека, попавшего под поезд, и получать информацию путем задавания ему вопросов. Но если узнавание новостей от человека входит в привычку, если потребление новостей из Кашмира, а не из Reuters, становится нормальной практикой для миллионов, то новости из Кашмира будут товаром". Проявят себя на этом поле и государства, по крайней мере, те, которые пытаются влиять на интернет: "люди, при этом государстве кормящиеся в чине министра и так далее, будут приносить национальные проекты освоения нефтедолларов".