Недавно начальнику департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России Владимиру Шлемину от руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспром) Бориса Алешина поступило письмо с информацией о ситуации, сложившейся на ФГУП "Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева". По данным ИА REGNUM, привлечение внимания МВД к деятельности завода не случайно. Летом прошлого года Роспром дал указание проверить финансово-хозяйственную деятельность ФГУП. Итоги оказались более чем неутешительные. Как считают в Роспроме, работа некогда легендарного предприятия безотлагательно требует вмешательства правоохранительных органов.

Предприятие, названное в честь известного конструктора-авиатора, генерала-майора Владимира Михайловича Мясищева известно на всю страну и за рубежом уже не одно десятилетие. Владимир Михайлович начинал работать под руководством известного авиаконструктора Алексея Туполева над созданием самолетов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький", самолета торпедоносца АНТ-41. В 1938-1943 г.г. Владимир Мясищев спроектировал и создал дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. В дальнейшем Мясищев, уже на базе "Экспериментального машиностроительного завода", создал транспортную авиационную систему ВМ-Т "Атлант", обеспечившую перевозку блоков ракетоносителя "Энергия" и космического челнока "Буран" на космодром Байконур. Тогда же на ЭМЗ был разработан высотный дозвуковой самолет М-17 "Стратосфера" с высоконесущим сверхкритическим крылом, обеспечившим высотный полет и установление 25 мировых рекордов. В 1988 г. поднимается в небо уже новый двухдвигательный самолет М-55 "Геофизика", установивший 16 мировых рекордов. Одновременно на ЭМЗ им. В.М.Мясищева разрабатывались проекты самолетов различного назначения и аэростатических аппаратов. Проводились работы по космической тематике и по созданию высокотехнологичной продукции. Заслуги предприятия перед авиационной и космической промышленностью страны можно перечислять долго.

Сегодня, когда чрезвычайно остро встала проблема развития отечественного авиапрома, уникальнейшее предприятие пришло в совершенный упадок. Во всяком случае, такой вывод можно сделать после ознакомления с документами, подготовленными в Роспроме за последние 2 года. Утверждается, в частности, что в последнее время на заводе при попустительстве руководства допущены множественные нарушения российского законодательства. Как говорится в письме, руководство ФГУП во главе с Валерием Новиковым довело завод до неплатежеспособного состояния и фактически до банкротства. Восемь корпусов стратегически важного для страны предприятия были проданы на торгах, причем по заниженным ценам. Также по ценам ниже рыночных сданы в аренду довольно обширные площади ФГУП.

На предприятии, которое еще недавно славилось разработкой самолетов, расплодились организации и фирмы, которые занимаются деятельностью, от авиапрома весьма далекой. Так, в списке работающих на территории завода организаций значится некая фирма "Кулон-2", которая разместилась в проданном корпусе №32. Предприятие занимается жестяными работами - сливами и вентиляцией. Фирма "Мавик" торгует канцелярией. Есть здесь склад автомобильных покрышек, фирма, производящая и продающая пластиковые окна, пошивочный цех, цех по утилизации и разделке кабелей, предприятие по художественному литью.

Дочернее предприятие ЗАО "Санфлауэр М" - ООО "Тим Сервис" заняло около 60% приангарной площадки для стоянки автомашин. При этом данная организация установила капитальный забор из гофрированного железа по всему периметру площадок. Поверх забора натянута спираль "Бруно". Территория охраняется охранниками частного охранного предприятия. Само же ЗАО "Санфлауэр М" заняло ангар, расположенный на территории приангарной площадки и использует его в настоящий момент как склад под хранение стекловаты.

Все воздушные суда, которые еще остались на территории ФГУП, включая М-50 "Геофизика" и ИЛ-18, на которых проводились работы по заказу Министерства обороны РФ, выведены из ангаров и находятся на узкой полосе бетона на приангарной площадке.

Утверждение о том, что предприятие было вынуждено пойти на такие шаги ввиду бедственного экономического положения, по мнению Роспрома, не выдерживает никакой критики. Ведь, как утверждают в Роспроме, все производственные контракты заключены через посредников. В итоге предприятие получает от сдачи своих площадей суммы много меньшие, чем могло бы. Дорогое оборудование попросту разворовано. Долги перед государством уже превысили 100 млн руб. и продолжают расти. Возможно, убытки на самом деле гораздо больше означенных. Однако выяснить этот факт пока не представляется возможным без независимого аудита. А территорию предприятия охраняют частные структуры, которые не допускают на завод даже комиссию Роспрома. Как предполагают в этом ведомстве, руководство завода прекрасно помнит комплексную проверку в октябре 2004 года, проведённую Роспромом, в ходе которой были вскрыты многочисленные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности завода. Именно поэтому, как думают в указанном ведомстве, в 2005 году комиссию Управления авиационной промышленности Роспрома по проверке научно-технической деятельности руководители завода решили просто не пускать на территорию.

Случаи несоблюдения государственных интересов на предприятии заставляют представителей Роспрома подозревать руководство завода в том, что оно сознательно ведёт дело к банкротству. Как утверждают в Роспроме, это в корне противоречит инициативам президента страны по консолидации активов авиационной отрасли страны. Создалась парадоксальная ситуация: федеральное агентство не может осуществить проверку своего же подведомственного предприятия. В Роспроме предполагают, что здесь не обошлось без вмешательства со стороны определённых влиятельных лиц. В настоящее время готовится проверка предприятия при поддержке налоговой службы и силовых госструктур.