Факт того, что Министерство экономического развития и торговли РФ зарегистрировало Программу социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы с сохранением основных положений, предложенных правительством республики, свидетельствует - федеральная власть не намерена строить дорогу в Китай из Западной Сибири через российско-китайский участок границы, находящийся в Республике Алтай. Об этом 11 сентября корреспонденту ИА REGNUM заявил министр экономического развития и инвестиций Республики Алтай Михаил Зотов.

"В принципе, это известно уже давно, - отметил Зотов. - Однако до сих пор эта тема муссировалась, в том числе некоторыми чиновниками администрации Алтайского края. У нас есть официальное письмо от трех федеральных министерств, в котором сказано, что строительство такой дороги через перевал Канас не предусмотрено на среднесрочную перспективу".

В то же время, отметил Зотов, программой социально-экономического развития республики предусмотрена модернизация Чуйского тракта с перспективой строительства дороги в Китай через Монголию по маршруту Ташанта - Ульгий - Кобдо - Тайкишкен.

Как уже сообщало ИА REGNUM, идея строительства автодороги из Новосибирска в Китай через Горный Алтай обсуждается с конца 1990-х годов. По замыслу инициаторов обсуждения, дорога должна была пройти через плато Укок и пересечь границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии Сибирского отделения РАН.

В то же время существует вероятность того, что по этому маршруту пройдет газопровод "Алтай", по которому газ из месторождений Западной Сибири будет транспортироваться в западные районы Китая.

На сегодняшний день плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ула (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трех государств - России, Китая и Монголии.