В рамках реализации плана мероприятий по ликвидации опасных производственных объектов Первого рудоуправления (БКПРУ-1) компания "Уралкалий" (г.Березники, Пермский край) завершила ликвидацию шахтного ствола №2 и приступила к финальной стадии ликвидации ствола №1. Об этом сегодня, 26 ноября, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе компании.

Ликвидация стволов затапливаемого рудника позволит предотвратить их размыв подземными водами, она необходима для обеспечения безопасного развития ситуации в зоне аварии. Проект, по которому ведутся работы, выполнен ОАО "Галургия" и согласован с Ростехнадзором РФ. В соответствии с проектом также будут ликвидированы стволы №3 и №4.

По словам заместителя генерального директора ОАО "Уралкалий" Сергея Дьякова, цель компании - минимизировать последствия затопления рудника и обеспечить предсказуемое развитие ситуации вокруг него. "Мы делали и делаем все возможное для того, чтобы влияние аварии на жизнь Березников было как можно меньшим. При этом "Уралкалий" не ограничивается выполнением сугубо технических функций, реализуя рекомендованные правительственной комиссией мероприятия. Для нас важно, чтобы оказавшиеся в сложной ситуации люди пережили ее с минимальными потерями. Именно поэтому компания выделяет 300 млн рублей на строительство объектов социальной инфраструктуры в новом микрорайоне, куда будут переселяться жители из зоны риска над карналлитовыми выработками", - отметил Дьяков.

Расходы "Уралкалия" на ликвидацию стволов рудника оцениваются в 40 млн рублей. Общий объем затрат компании с момента аварии на ликвидацию ее последствий уже превысил 500 млн рублей. Эта сумма включает в себя расходы на организацию и обеспечение работы системы комплексного мониторинга, режимные наблюдения за шахтным полем и сейсморазведочные работы (около 40 млн рублей), на демонтаж и ликвидацию производственных объектов БКПРУ-1, представляющих угрозу в случае оседания земной поверхности (свыше 50 млн рублей), на организацию производства насыщенных соляных растворов для закачки в шахту с целью уменьшить процессы растворения горных пород (более 90 млн рублей). Кроме того, компания ежемесячно несет расходы по приготовлению и закачке рассолов в размере 20-25 млн рублей (общий объем затрат на эти цели с момента аварии - 240 млн рублей). Также "Уралкалий" взял на себя затраты по строительству дамбы, отсекающей судоходный канал от места образования провала, в размере более 70 млн рублей. Эта мера, выполненная по решению правительственной комиссии, предотвратит возможное попадание в рудник вод реки Кама и позволяет снизить приток воды в рудник на 300 кубометров в час.

Наблюдения за ситуацией в зоне аварии в Березниках, которая произошла 19 октября 2006 года, продолжаются непрерывно. Согласно комплексным итогам наблюдения за период с 16 по 22 ноября 2007 года, воронка провала на земной поверхности и размер провала в коренных породах изменились незначительно. Расстояние от провала до построенной резервной железнодорожной ветки остается 115 метров. Как ранее сообщало ИА REGNUM, 26 ноября в Прикамье пройдет совещание с участием министра транспорта РФ Игоря Левитина, на котором обсудят ход строительства шестикилометрового железнодорожного обхода в г. Березники.

В районе опасной зоны продолжается сейсмологический мониторинг. Начальник первого отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Пермскому краю Владимир Треногин подтвердил, что продолжается дежурство аварийно-спасательных формирований при прохождении составов с опасными грузами. Также продолжается процедура расселения домов, расположенных в зоне карналлитовых выработок. По состоянию на 23 ноября 2007 года уже 377 собственников квартир, чьи дома подлежат расселению, заключили соглашения о выкупе своих квартир муниципалитетом. Ситуация в Березниках находится под личным контролем президента Владимира Путина.

Ученые заявляют, что в сложившейся ситуации нельзя останавливать мониторинг и исследования. По словам заместителя генерального директора по научной части пермского ОАО "Галургия" Юрия Ольховикова, исследования дают возможность научиться управлять подземными процессами. А это дает шанс быстрее и эффективнее справиться с последствиями аварий, которые могут произойти в будущем.