Интервью руководителя Армянского национального клуба "Миабанутюн" (Москва) Смбата Караханяна корреспонденту ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM: Г-н Караханян, какова ваша общая оценка текущей внутриполитической ситуации в Армении?

В Армении не существует чистой политики как таковой. В стране укоренилась силовая, олигархическая конструкция, которая практически заменила собой властные функции. Все объясняется тем, что люди, которые находятся во власти, и их окружение вышли из "лихих девяностых". Этим людям чуждо такое понятие, как политика. Желающие начать политическую борьбу в Армении невольно попадают на "минное поле" криминалитета. Поэтому массовые митинги, которые собирал Левон Тер-Петросян, не позволили ему развалить криминальную пирамиду. Очевидно, это произошло потому, что власть и оппозиция действуют в различных плоскостях.

ИА REGNUM: Каким образом можно изменить существующую ситуацию?

Логика событий февраля 2008 года подсказывала, что нужно было взять штурмом президентский дворец и покончить со всем этим за 1-2 дня. Но оппозиция не пожелала играть в плоскости криминала. Политическая ситуация в Армении не может долго оставаться такой - она взорвётся. Это понимают и в Вашингтоне, и в Кремле. Существует два варианта этого взрыва: или это сделает народ, или внешние силы. Возможно также объединение этих двух вариантов, то есть некий симбиоз. Внешние силы уже понимают, что митинги оппозиции властям по барабану.

Однако и среди внешних сил есть свои противоречия. Россия считает эту территорию своей - и правильно делает. На этой территории должно сохраниться российское влияние. Там, где был Запад, - например, Грузия, - там налицо перманентные революции и расчленения.

Тем не менее, внешние силы уже включились. Не случайно же открылись новые обстоятельства криминальных дел, связанных с гражданами Армении в США. Это вполне укладывается в политическую практику США, для которых в любой стране третьего мира удобен правитель с длинным шлейфом компромата. А если такого компромата нет, то он создается с тем, чтобы облегчить работу с этим правителем. Тут речь идет о политической податливости. Решение карабахского конфликта для США не является ключевым фактором. Армения нужна Вашингтону как транзитная территория или внешняя военная площадка. Военные площадки - это учебно-военные центры со своими полигонами и военными аэродромами.

Военный транзит может осуществляться в сторону Афганистана и Ирана. В качестве таких площадок США рассматривают Каджаран-Мегри, Ереван и Гюмри. Не стоит забывать и то, что США давно рвется в Физули, откуда можно будет наносить удары по территории Ирана вплоть до Персидского залива. Но это даст Армении лишь жесткую милитаризацию страны.

С другой стороны, Россия не может сидеть сложа руки и смотреть на это. В этом контексте неслучайно появилась информация о том, что более трех десятков армянских чиновников и олигархов фигурируют в различных уголовных делах на территории бывших стран СССР. Их причастность к криминалу не доказана, но сама тема уже существует. Например, наркотрафик, который идет в Россию через территорию Армении. Уже несколько раз задерживали людей с наркотиками иранского и иного производства, ввозимыми в Россию из Армении. А испано-итальянский наркокурьер Хосе Санчес прибыл недавно в Ереван за наркотиками. Кроме этого, химический состав метамфетамина, который также из Армении попадает в Россию, показал, что он может быть произведен на ереванском витаминном заводе. Естественно, что в Армении невозможно осуществлять что-либо крупное без ведома или соучастия властей. Это технически невозможно. То же самое касается торговли оружием. Количество поступающего в ВС Армении оружия и боеприпасов не совпадает с тем, что реально поставлено там на вооружение. Либо у них учет такой плохой, когда 400 тонн теряются непонятно куда, либо оружие утекает в третьи страны. То, что все эти факты начинают всплывать сегодня, совершенно не случайно.

ИА REGNUM: Насколько вероятен сценарий, предлагаемый оппозиционными силами, в частности, досрочных парламентских и президентских выборов? Согласны ли вы с той точкой зрения, что Левон Тер-Петросян уже не претендует на высший пост Армении в силу своего возраста?.

Да, сегодня речь не идет об очередных выборах. Теоретически все стоящие рядом с Левоном Тер-Петросяном могут заменить его на выборах. Но мы, "Миабанутюн", исходим из той точки зрения, что он должен создать молодежную линию. Объединить внутри Армянского национального конгресса (АНК) людей, которые не были бы связаны с существующей системой. У АНК много шансов прийти к власти. Тут есть фактор Левона Тер-Петросяна и фактор разнообразности структуры. Недавно вперед выдвинулась кандидатура Левона Зурабяна. Его принимают, он четко представляет реальную и перспективную ситуации. Но это дело будущего. Тем не менее, все зависит от Тер-Петросяна. Сегодня, если отбросить теорию, понятно, что если снять Тер-Петросяна, то многое там просто развалиться. А Левон все еще в хорошей форме.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать о разногласиях в лагере АНК, в частности о партии Армянское общенациональное движение?

Сегодня разногласий нет. Однако был момент, когда стало очевидно, что внутри АОД властями велась какая-то работа. Параллельно также велась работа и западными товарищами. По выступлениям Левона Тер-Петросяна, поездкам Левона Зурабяна в Москву, публикациям в российской прессе можно утверждать, что АНК - вполне пророссийская организация. Тер-Петросян говорил, что ключи решения карабахской проблемы находятся в руках России, что система безопасности Армении должна быть интегрирована с Россией.

ИА REGNUM: Считаете ли вы, что между экс-президентом Робертом Кочаряном и нынешним главой государства Сержем Саргсяном существуют разногласия?

Кочарян и Саргсян ведут корпоративные войны, которые вполне разрешимы. С другой стороны, это не игра, потому что все завязано на деньгах: раздел бизнеса, переориентация финансовых потоков. Тут нет политики. Просто дележка сфер интересов. Откуда внешние правоохранительные органы и аналитические центры получают информацию и имена? Очевидно, что противоборствующие стороны начинают слив информации.

ИА REGNUM: Что общего имеет с клубом "Миабанутюн" бизнесмен Левон Маркос?

Левон Маркос не входит в совет "Миабанутюн". Но в Москве есть много людей, которые могут поддерживать идеи и политические направления. Он пишет открытые письма, консультируется. Маркос - известный строитель. Много помогал Армении в период карабахской войны. Осуществлял множество проектов, инвестировал в страну. Полностью переоснастил завод им. Дзержинского, часовой завод. Однако в Армении его полностью обобрали. Подставили его в истории с банком "Ереван-Кредит". Естественной реакцией его стало то, что он начал поддерживать оппозиционное движение в Армении. Позднее у него появились большие проблемы с Юрием Лужковым. По имеющейся информации, из Еревана требовали мешать бизнесу Маркоса. Его фирма понесла много потерь, были заморожены объекты.

ИА REGNUM: А сегодня Левон Маркос продолжает финансово поддерживать оппозицию?

Не думаю, что сейчас есть какая-то финансовая поддержка. Сейчас он своим авторитетом пытается быть с ними. Вряд ли он сегодня будет поддерживать. Там все закатано. Даже если это будут очень крупные суммы, они ничего не дадут.

ИА REGNUM: Каково ваше видение решения карабахского конфликта?

Статус-кво может сохраняться еще долго и через какое-то время определенное решение будет найдено. Но к 2012 году мы очень быстро заметим, что начинается война. По данным наших аналитиков, если к этому сроку ничего не изменится, если существующие сегодня квази-переговоры и политическая чехарда продолжатся, то война будет весьма вероятной. Баку усиленно вооружается. Армянская армия всегда была самой боеспособной, но все что творится сегодня в армии, сказывается на ее духе.

ИА REGNUM: Какова роль Турции в регионе? Есть ли перспективы налаживания отношений с этой страной?

Турция - член НАТО. В Турции стоят натовские базы. Но Турция всегда диктует свою линию, она не желает безропотно следовать указке США, хотя потом, с некоторыми оговорками и корректировками поддерживает американскую позицию. Она может подписывать соглашения по энергопроектам, давать зеленый свет газопроводам с Россией. Но Турция не оставит своего младшего брата Азербайджана. Этим и объясняется то, что вопреки заявлениям чиновников США, открыть границу с Арменией не получается. Анкара откроет границу лишь при условии решения карабахского конфликта, признания Арменией Карского договора и окончательной легализации ее границ.