Как уже сообщалось в конце декабря 2005 года Народный Защитник (Омбудсмен) Грузии Созар Субари выступил с докладом о проделанной в 2005 году работе, в котором призвал грузинское правительство заключить соглашения с религиозными организациями наподобие Конкордата между Грузинским государством и Грузинской Православной Церковью. В знак протеста против предложения Омбудсмена группа депутатов - представителей оппозиции и парламентского большинства - покинули зал заседаний. Субари зачитал свой доклад практически в пустом зале грузинского парламента. Он озвучил целый ряд проблем, в том числе конкретные факты дискриминации по религиозному и национальному признаку, а также так называемую проблему "спорных церквей". Он также предложил ряд мер по обеспечению прав нацменьшинств в Грузии, которые однако на данном этапе не получили должной оценки властей этой страны.

ИА REGNUM приводит выдержки из доклада Народного Защитника Грузии, представленного в Парламенте Грузии 23 декабря 2005 г.

Положение в области свободы религии

За отчетный период в сфере защиты свободы вероисповедания и религии, искоренения законодательной дискриминации и формирования толерантной окружающей среды, имели место несколько значительных изменений. Парламент Грузии внес поправки в Гражданский Кодекс, на основе которого религиозным объединениям была дана возможность регистрации. Также был принят закон об общем образовании, согласно которому запрещены прозелитизм и индоктринация во время образовательного процесса. Были созданы два совета религий: один при Народном Защитнике, а другой, по инициативе Патриархии; была восстановлена Евангелистско-Баптисткая церковь, сгоревшая в 2002 г. в селе Ахалсопели, Кварельского района; в Тбилиси эта же церковь открыла неконфессиональный приют для пожилых под названием "Бетели". Приобретение земли для этого приюта на протяжении нескольких лет было очень проблематичным из-за сопротивлений господина Гурама Шарадзе и его единомышленников.

Однако несмотря на это, религиозные меньшинства и культивирование толерантности по-прежнему остается маргинальной и непопулярной темой в публичной политике государства. Несмотря на позитивные изменения, серьезной заинтересованности правительства способствовать интеграции религиозных меньшинств в социальную и культурную жизнь пока не видно.

1. Изменения в Гражданском Кодексе>

6 апреля 2005 г. Парламент Грузии внес изменения в статью 1509 Гражданского Кодекса Грузии, согласно которым религиозным организациям впервые в истории грузинского государства была дана возможность регистрации. Согласно изменению, религиозные объединения могут быть зарегистрированы в качестве некоммерческих юридических лиц частного права.

Несмотря на это, вопрос регистрации для нескольких религиозных объединений на данном этапе все еще остается нерешенным, поскольку представители Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Лютерано-Евангелистской церквей отказываются от приобретения статуса юридического лица частного права: для них неприемлемо существование в качестве фонда или союза, тем более, что Православная Церковь Грузии представляет собой юридическое лицо публичного права. Соответственно, они требуют или принятия закона о религиозных объединениях, или же оформления соглашения с той или иной конфессией, и разрешение проблемы таким путем.

2. Закон об образовании и взаимоотношения школы и церкви

8 апреля 2005 г. Парламент принял закон "Об общем образовании". Статьей 13 главы I старого закона предусматривалось сотрудничество с Православной церковью. Согласно новому закону, в публичных школах запрещается прозелитизм, индоктринация и выставка религиозных символов для неакадемических целей. Это означает, что во время образовательного процесса, ни один представитель религиозного объединения или педагог не будет иметь право на распространение той или иной религии или вовлечения учеников в какой-либо религиозный ритуал так, как это происходило до сих пор, а иногда происходит и сегодня. Государство и религия, согласно Конституции и Конституционному Соглашению, отделены друг от друга, и соответственно запрещается, чтобы публичная школа или религиозное объединение в учебные часы распространяли, поддерживали или же выступали против того или иного вероисповедания. Самим ученикам закон в данной области дает полную свободу.

3. Меморандум между Министерством Образования и Патриархией Грузии

Министерство Образования тремя месяцами раньше принятия закона, 22 января, исходя из Соглашения, оформленного между государством и Патриархией Грузии, оформило меморандум, который подразумевает создание совместной комиссии. Комиссия будет работать над следующими вопросами:

а) Создание православных христианских учебников и образовательных программ;

б) Разработка процедур отбора, подготовки и назначения-освобождения педагогических кадров;

в) Разработка процедур для участия представителей Автокефальной Апостольской Православной Церкви Грузии в составлении учебных планов и рассмотрении соответствующих учебников касательно православного вероисповедания;

г) Правовое обеспечение финансирования и имущественных вопросов образовательных и воспитательных учреждений Автокефальной Апостольской Православной Церкви Грузии;

д) Определение форм и условий сотрудничества Государства и Автокефальной Апостольской Православной Церкви Грузии в деле воспитания учащейся молодежи.

Меморандум нарушает признанный Конституцией принцип об отделении государства и церкви и подразумевает дискриминацию последователей других конфессий, поскольку:

1. Согласно меморандуму, государство может финансировать изучение православия как в публичных школах, так и в церковных образовательных учреждениях;

2. Во время отбора, подготовки, назначения или освобождения педагога религии (наименование этого предмета пока не определено) в публичной школе, возможно участие Патриархии. В таком случае, возможно определяющим будет вероисповедание педагога, а не квалификация, в результате чего возможно нарушение принципа академической свободы и дискриминация не-православных педагогов;

3. В меморандуме нигде не сказано, что изучение предмета о православии является добровольным (Конституционное Соглашение это признает 5.1);

4. Непонятно, что подразумевает пункт "в" меморандума. Предметами и учебниками, включающими в себя православное вероисповедание, могут быть религия, литература, история, естественные дисциплины. Соответственно, если Патриархия примет участие в их составлении, этим: а) нарушится научный характер образования (изучение в школе теории креационизма); б) возможно, образовательная система допустит элемент религиозной цензуры; в) образование в направлении других вероисповеданий может принять не плюралистический и тенденциозный характер.

5. Меморандум противоречит закону об образовании, согласно которому государство обеспечивает независимость публичной школы от религиозных и политических объединений, имеет целью формирование у учеников мышления, основанного на либерально-демократических ценностях и в виде закона берет на себя ответственность не допустить обучения ненаучных взглядов или теорий в качестве научных фактов или научных теорий.

4. Договор между Министерством Образования Автономной Республики Аджарии и Епархией Патриархии Грузии в Батуми и Схалти 7 апреля 2005 г. был оформлен договор между Епархией Патриархии Грузии в Батуми и Схалти и Министерством Образования, Культуры и Спорта Автономной Республики Аджарии, который противоречит статьям 9, 14 и 38 Конституции Грузии и является дискриминационным. Противозаконными являются следующие пункты договора:

2.2. Министерство, на основании взаимного соглашения, обеспечивает участие образовательного учреждения Епархии в программе реорганизации и утверждения системы образования;

2.4. Стороны... обязуются сотрудничать (вести совместную работу) с целью учреждения совместных дошкольных и общеобразовательных учреждений, определения количества таких учреждений;

2.8. Стороны проведут совместные семинары с целью профессионального развития тех педагогов, которые преподают историю религии в общеобразовательных учреждениях.

В письме министра образования г-на Кахи Ломаиа на имя министра образовании Аджарии читаем, что право на оформление подобного договора с одной стороны имеет только Министерство образования, с другой стороны Епископ Батуми и Схалти не входит в список лиц, определенных пунктом 4 Конституционного Соглашения, оформленного между Грузинским государством и Православной Церковью Грузии, и поэтому он не был правомочным оформлять договор. Исходя из этого, этот документ не может иметь юридической силы.

5. Дискриминационный характер Конституционного Соглашения

Согласно Конституционному Соглашению между Грузинским государством и Православной Церковью Грузии, православные духовные лица освобождены от воинской службы, государство признает церковное бракосочетание, защищает тайну исповеди, объявляет нерабочими днями большие церковные праздники, церковь и государство сотрудничают в различных сферах общих интересов, церковь пользуется налоговыми льготами, государство обязуется частично компенсировать ущерб, нанесенный церкви в XIX-XX в.в. и т.д. Государство дает эти привилегии только Православной Церкви Грузии. Этим же, фактически нарушается признанный Конституцией (статья 38) и международными договорами фундаментальный принцип равноправия. До тех пор, пока государство не даст такие же привилегии другим конфессиям, последние данным Конституционным Соглашением, фактически испытывают косвенную дискриминацию - находятся в неравном положении по сравнению с Православной церковью.

Декларация, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1981 г.) О Ликвидации Нетерпимости и Всех Форм Дискриминации, прямо указывает странам-членам, что "каждое государство должно осуществлять эффективные меры с целью избежания и ликвидации дискриминации... во всех сферах гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни. Любое государство применяет все средства для того, чтобы принять или упразднить законодательство, когда это необходимо для запрещения любой похожей дискриминации (статья IV)... "

6. Религиозное насилие, дискриминация и нарушение свободы религии

В предыдущем докладе мы указывали, что после задержания Басила Мкалавишвили в Грузии завершились насилие, экстремизм и дискриминация по отношению к другим вероисповеданиям. Международные организации по защите прав человека изъяли Грузию из списка стран группы риска с точки зрения нарушения прав меньшинств и свободы религии. На имя Народного Защитника с апреля 2004 г. по апрель 2005 г., из-за религиозной дискриминации, была внесена лишь одна жалоба (не считая заявления о возвращении католических храмов), хотя с апреля 2005 г. положение изменилось и включительно июнь мы получили 12 заявлений и жалоб. Описанные в них факты и реакция правозащитников позволяет сделать следующие заключения:

а) Дискриминация религиозных меньшинств со стороны органов местного управления и частных организаций и насилие, осуществляемое населением по отношению к гражданам с отличным вероисповеданием в большей степени сопровождается безответственным, безразличным и циничным отношением со стороны правоохранительных органов. Они не реагируют на преступление или же сами осуществляют дискриминацию;

б) Бездействие хранителей закона создает предпосылки для поощрения, продолжения и умножения числа преступлений. Среди тех сотрудников правоохранительных органов, которые в похожих случаях проявляют безразличие, несмотря на рекомендации Народного Защитника, никто не был наказан;

в) Права и свободы религиозных меньшинств гарантированы и защищены конституцией Грузии и международными договорами. Если государство в кратчайший срок не обеспечит защиту этих прав, не начнет осуществлять превентивных действий, выявлять и наказывать виновных в каждом конкретном случае, существует опасность, что религиозная дискриминация примет еще более широкие масштабы.

7. "Спорные" церкви

Все еще не решен вопрос возвращения церквей Армянской Апостольской Церкви и Католической Церкви. После предыдущего доклада в данном направлении ничего не изменилось. В Советский период Армянская Апостольская Церковь в Тбилиси осуществляла богослужение только в двух церквях. Такое же положение и сегодня. В Тбилиси находятся пять бездействующих церквей, из-за которых происходит спор между Патриархией и Армянской Апостольской Церковью. В масштабе Грузии сторонами называется различное количество храмов. Католическая Церковь ставит вопрос возвращения занятых Патриархией четырех церквей: в Кутаиси, Гори, Ивлита и Удеши.

Из-за спорных церквей заметно накалились отношения между Патриархией Грузии и Армянской Апостольской Церковью. На данном этапе Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии наиболее радикально ставит вопрос возвращения церкви Норашен в Тбилиси и церкви Сурб Ншан в Ахалцихе. Патриархия заявляет, что комиссия по изучению данных церквей может быть создана только после принятия закона о религиозных объединениях, а касательно закона о религиозных объединениях Парламент уже выразил свое негативное отношение. Позицию Патриархии касательно исторического хозяина церквей принимает во внимание Правительство, которое в одностороннем порядке не может решить, вернуть или нет церкви их историческим хозяевам. Таким образом, действия, обращения и заявление Католической и Армянской Апостольской Церквей, а также рекомендации Народного Защитника пока еще не принесли результата.

Особенно остро стоит вопрос церкви "Норашен". Храм до Советского периода принадлежал Армянской Апостольской Церкви. В советский период здесь размещалась библиотека Академии Наук. 15 февраля 1995 г. по решению Патриархии церковь была освящена в качестве Церкви "Благовещения Божьей Богоматери" и провели православную литургию, на что армянская сторона выразила свой протест. Патриархия была вынуждена оставить церковь, но она не уступила ее Армянской Церкви. Сегодня церковь "Норашен" бездействует.

8. СМИ и религиозные меньшинства

Массмедия может сыграть решающую роль во внедрении культуры толерантности. Общество должно быть объективно информировано по тем вопросам, которые актуальны с точки зрения межрелигиозных отношений. Сотрудничество меньшинств с масс-медией будет способствовать "раскрытию" табуированных в обществе тем и предоставлению реальной информации, связанной с различными вероисповеданиями. В этой сфере нужно проявлять особенную деликатность и корректность, однако, к сожалению, грузинское медиа-пространство на протяжении годов является одним из главных источников формирования негативных стереотипов религиозных меньшинств.

9. Советы религий и отношения друг к другу различных конфессий

15 и 16 июня 2005 г. были созданы два совета религий. Первый собрался по инициативе Католикоса-Патриарха Грузии, инициатором второго был Народный Защитник.

На протяжении последних лет Патриархия всячески избегала любого диалога с другими религиями как внутри страны, так и на международной арене. Таким образом, можно сказать, что инициатива главы Православной Церкви была беспрецедентной, поскольку данным шагом он создал в обществе лучшую предпосылку для разрушения существующих негативных стереотипов, поскольку этим Патриархия громогласно заявила, что представители этих религиозных объединений могут быть вовлечены в процесс государственного восстановления, внести позитивный вклад в это дело (Совет, учрежденный по инициативе Патриархии именно так и называется: Координационный совет религий по поддержке государственного восстановления) и конструктивно сотрудничать друг с другом.

Совет, существующий при Народном Защитнике, был создан для осуществления эффективных координированных действий, направленных против нетерпимости и экстремизма. Народный Защитник и представители конфессий, объединенных в Совете религий 21 июня подписали совместный меморандум, в котором говорится:

"Мы считаем себя обязанными поддержать строительство демократического и правового государства, активно подключиться во внедрение среды гражданской интеграции и толерантности, участвовать в поиске путей мирного разрешения существующих конфликтов, принять социальную, моральную и экологическую ответственность; значительнейшим является направление объединенных усилий для защиты международным норм свобод и прав человека и принципов Конституции. Для решения этих задач, постольку поскольку это будет приемлемым для каждой из сторон, присоединяемся к инициативе Народного Защитника о создании совета религий, поскольку форма, значение и авторитет института Народного Защитника является именно тем ресурсом, который может быть эффективным посредником и консолидатором вокруг основных ценностей между государством и отдельным человеком, меньшинствами и большинством".

Целью Совета, в первую очередь, является способствование лучшему пониманию конституционных принципов свободы и равноправия в обществе; создание крепких основ для внедрения ценностей плюрализма и толерантности. На начальном этапе деятельность Совета будет осуществляться в нескольких приоритетных направлениях. Необходимостью первичного характера является непосредственное сближение представителей религиозных течений и начало диалога о существующих среди них болезненных вопросах, поскольку предусловием решения проблемы является именно вовлечение в диалог. Совет будет обсуждать формирование единой позиции касательно проблемы регистрации религиозных организаций; предметом обсуждений будет вопрос узаконения и возвращения движимого и недвижимого имущества той или иной конфессии и вопрос строительства новых культовых сооружений; разработка единого мнения по вопросу образования религии в школах; религиозные меньшинства активно вовлечены в процессы строения гражданского общества и в социальную деятельность, однако их деятельность зачастую освещается необъективно, или же о них вообще ничего не говорится. Таким образом, Совет будет также обсуждать исправление этих значительнейших изъянов, существующих в медиа-пространстве. В заключении, Совет поможет обществу в восприятии того, что религиозное многообразие является богатством Грузии и создает неповторимый исторический и культурный образ Грузии перед мировой общественностью.

В Совете религий на данном этапе объединены 18 конфессий. При совете действует 4 комитета: юридический, информационно-аналитический, культурно-образовательный и социально-гуманитарный. Заседания Совета происходят раз в два месяца. Каждая конфессия имеет право одного голоса, однако присутствие и участие в заседаниях может каждый желающий, поскольку борьба против религиозного насилия и экстремизма должна охватить максимально широкий спектр общества.

Под эгидой Совета религий уже осуществилось несколько гуманитарных акций.

Рекомендации

1. С религиозными объединениями, которые не желают регистрироваться согласно существующему правилу, должно быть оформлено соглашение, которое определит их правовой статус и предусмотрит распространение привилегий, предназначенных согласно Конституционному Соглашению для Православной Церкви, и на другие конфессии;

2. При выявлении фактов дискриминации по религиозному признаку и нарушения свободы религии, правоохранительные структуры должны действовать при полном соблюдении законодательства Грузии и обеспечивать проведение соответствующих мер против виновных;

3. Для углубления духа толерантности и внедрения уважения к культуре плюрализма в обществе государство должно разработать концепцию толерантности и в разумный период обеспечить осуществление этой концепции;

4. Осуществить информационные и образовательные проекты по внедрению культуры толерантности и плюрализма через средства массовой информации, особенно посредством общественного вещания.

Права этнических меньшинств

Цалкский район

Можно сказать, что проблемы, существующие в Цалкском районе за первые шесть месяцев 2005 г. достигли своего пика. С другой стороны, Правительство предприняло серьезные шаги для решения имеющихся проблем, в результате которых улучшилась существующая там криминогенная обстановка. Причины сложностей, возникших в Цалке, не имели этнического характера - социальная необустроенность, экономические проблемы и тяжелая криминогенная обстановка явились факторами, вызывающими противостояние. Сложность создавало также расселение в этом районе большого количества иммигрантов, поскольку часто некоторые из них жили в домах, оставленных греками, однако принадлежащих им.

Местное население, имеющее сравнительно лучшие социально-экономические условия, являются в основном греческого и армянского этнического происхождения, а в худших условиях находятся переселенные из Аджарии и Сванетии этнические грузины. Однако греческое население здесь является наиболее незащищенным, поскольку в основном в Цалском районе остались лица пожилого возраста. Большинство греков после распада Советского Союза вернулось на историческую родину, или же поехало туда на заработки. В Советский период в Цалкском районе проживали 32000 греков, сегодня же их всего 1684, из которых приблизительно 1200 человек - пожилых и инвалидов. Из них 114 уже имеют паспорт Греции. Сложившимся положением пользовались криминальные группы и грабили в основном греческое население. Поэтому возникшие в этой сфере проблемы часто рассматривались в этническом разрезе, что далеко от истины. Однако в регионе безнаказанность преступников в последний период стало основной причиной того, что криминогенная ситуация в 2005 г. могла принять характер именно этнического противостояния. О том, как может перерасти безнаказанный криминал в этническое противостояние, повествуют факты, случившиеся в 2005 г. в Цалке:

1. Ночью 2-3 января были сожжены принадлежащие гражданину Тимофею Исаакову 1100 снопов сена (приблизительно 20 тонн). Сгорела также сеновал принадлежащая Вильсону Габриелову.

2. Ночью 5 января в городе Цалка неизвестные лица обокрали три дома, принадлежащих братьям Пошнаговым.

3. Ночью 9-10 января сожгли деревянные сооружения приватизированного гражданкой Соней Тарасовой устройства по смешиванию бетона, в которой хранилось 15 тонн сена. Сожгли также 8 тонн сена, принадлежащих гражданину Армо Мангасарову.

4. Ночью 25-26 января сожгли деревянную сооружение стойла животных, которая находится к востоку от деревни Ахалики.

5. 18 января, в 6 часов утра два грабителя в масках вошли в дом 74 летнего Кириака Сотирова, проживающего в деревне Авранло. Его вместе с женой связали, пытали и требовали денег и драгоценностей. После жестокого избиения их бросили в подвал, но супруга Сотирова смогла выбраться из подвала и позвать соседей на помощь, но нападающим удалось скрыться.

6. В январе переселенные из Аджарии в деревню Ливада 40 человек, самовольно вошли в дома, оставленные греками. Только благодаря вмешательству местной полиции из-за данного факта не возникли противостояние и тяжелый исход.

7. 23 февраля вооруженная банда, состоящая из 10 человек, ворвалась в дом Михаила Чемурлиева. Жестоко избили его жену и ребенка, а самого М. Чемурлиева убили под пытками. В связи с этим фактом в Цалку поехали представители Народного Защитника. При встрече с ними, председатель Греческой диаспоры, Павел Котанов отметил, что в Цалке обстановка крайне криминогенна, греческое население же абсолютно незащищено. Положение еще более усугубилось тем, что по его мнению, несколько семей, переселенных из Сванетии, дали укрытие нескольким криминалам. В 2005 г. криминогенная обстановка в Цалке из-за этого жуткого преступления достигла пика. "Это убийство переполнило чашу терпения местного греческого населения, - заявил Котанов, - они с просьбой о помощи обратились к послу Греции в Грузии, греческим правозащитным организациям. В Греции, у посольства Грузии была организована манифестация, Правительство Греции потребовало у Правительства Грузии урегулирования обстановки. После этого факта греческое население требовало, чтобы те семьи, которые давали укрытие криминалам, оставили деревню".

8. На рассвете 17 марта 2005 г. на семью Лизы и Иосман Колоеровых напала группа грабителей из трех человек. Пожилых супругов жестоко избили и отняли выручку, полученную от проданного картофеля - 1000 лари и 300 долларов. После этого факта, в 1400-1430 из соседней деревни Кизилкирис, которая заселена этническими армянами, около 50 человек, вооруженных дубинками перешли в Авранло. По пути они избили около 10 встреченных грузин и совершили набег на здание школы. В связи с фактом разбойничества задержан только один человек, а по факту набега и избиения населения уголовного дела не возбуждалось.

На тот момент в Цалке работало только 10 полицейских и в их собственности распоряжении находилось только две машины. После данного инцидента, в Цалке и в деревнях Авранло и Ульяновка было принято решение о размещении отряда специального назначения. По заявлению Министра Внутренних Дел г-на Вано Мерабишвили, отправившегося в Цалку, в городе должна была быть задействована патрульная полиция, укомплектованная из грузинского, армянского и греческого населения, однако такая группа патрульной полиции пока еще не создана.

23 марта представители Народного Защитника вновь поехали в Цалку. Они встретились со следователями прокуратуры Цалки Н. Матуа (расследовал факт ограбления) и М. Комладзе (расследовал факт нападения армянского населения из деревни Кылызкири на жителей деревни Авранло). Н. Матуа заявил, что по факту ограбления задержан Гела Шаинидзе и возбуждено уголовное дело по статье 179.2, а дело по факту нападения армянского населения Кылызкири закрыто, поскольку из пострадавших никто не обращался в правоохранительные органы. Представители Народного Защитника встретились с заместителем председателя греческой диаспоры Цалки, Эмануэлом Пиваловым, который заявил, что несмотря на их требования, из 40 преступлений, случившихся в 1997-2005 г., никто из их совершавших не понес наказания.

9. 25 июня 2005 г приблизительно в 1000. в деревне Ольянка, сотрудники отряда специального назначения, дислоцированного в Цалкском районе, открыли огонь по автомашине "ВАЗ 2107", (как считается,) из-за (их) неповиновения, в результате чего водитель, житель деревни Кизикили - Вова Назаретян, был тяжело ранен, в которого попали три пули в область груди. Вслед за инцидентом последовала акция протеста жителей деревни Кизилкилис. Около 70 жителей Кизилкилиса собрались в центре Цалки и категорически потребовали ухода отряда специального назначения из района. По их заявлению, сотрудники отряда специального назначения по этническому признаку оскорбляют армянское население и часто находятся в нетрезвом состоянии. В связи с этим фактом, в Цалку поехала Председатель Комитета Парламента по Защите Прав Человека и Гражданской Интеграции г-жа Элене Тевдорадзе и заместитель Народного Защитника, г-н Бачо Ахалаиа. Они встретились с населением деревни Кизилкилиса, которые заявили, что требуют не вывода отряда специального назначения, а его локализации только в Цалке, поскольку те часто наносят оскорбления местному населению. По их же завлянию, двумя неделями раньше этого факта, машина спецотряда наехала на гречанку, которая на месте же скончалась. Этот несчастный случай произошел потому, что водитель находился в нетрезвом состоянии. Армянское население также отметило, что они жалуются не столько из-за социальных проблем (потому что они знают, что это проблема всей Грузии), но из-за того, что Правительство неэффективно реализует интеграционную политику. Армян не обучают грузинскому языку, из-за чего у них возникает множество сложностей. Они имеют желание, чтобы армянская молодежь служила в грузинской армии, но этому мешает языковый барьер.

Председатель Комитета по Правам Человека Парламента и заместитель Народного Защитника встретились с сотрудниками отряда специального назначения и полицейскими, которые опровергали жалобы армянского населения и заявили, что Вова Назаретян с двумя сопровождающими попросили у сотрудников отряда специального назначения в деревне Олианка продать им пули. Этот факт вызвал у них подозрение и они намеревались осуществить обыск машины Назаретяна. Сидящие же в автомашине марки "Жигули" не подчинились действиям представителей отряда специального назначения и попытались скрыться. Именно из-за неодчинения и попытки бегства сотрудники отряда специального назначения открыли огонь.

Греческое население Улианки единогласно заявляет, что отряд специального назначения в регионе защищает только безопасность населения на месте и там он размещен для предотвращения каких-либо эксцессов. И на самом деле, после дислоцирования отряда специального назначения в Цалке, грабительские нападения почти прекратились. После марта произошел только один случай воровства. Представители греческого населения, на данном этапе, нахождение там отряда считают обязательным условием безопасности.

В предыдущем докладе Народного Защитника отмечалось, что существующая в Цалке криминогенная обстановка прямо связана порой с бездействием, а порой с преступными действиями начальника полиции Цалки Зураба Кешелашвили, и мы рекомендовали Министру Внутренних Дел освободить его с занимаемой должности. Руководство Министерства Внутренних Дел посчитало целесообразным осуществление данной рекомендации.

Положение, существующее в других регионах

В других регионах, компактно населенных меньшинствами, положение за отчетный период, по сравнению с предыдущим периодом, существенно, можно сказать, не изменилось, однако в контексте интеграционной политики должны быть упомянуты определенные продвижения: на местах открылось несколько паспортных столов, осуществляется работа по восстановлению дорог, более интенсивный характер приняла реализация программы по обучению государственному языку, Парламент Грузии гововится к ратификации Рамочной Комвенции по Защите Национальных Меньшинств и Хартии о Языках Меньшинств. В Кутаиси учреждена школа государственного управления, в которой в основном пройдут подготовку представители этнических меньшинств для того, чтобы в будущем увеличить показатель их трудоустройства на публичной и государственной службах. Эта школа хотя бы частично решит проблему участия представителей этнических меньшинств как из регионов, компактно населенных этническими меньшинствами, так и проживающих дисперсно, в государственной и публичной деятельности, а также в процессе принятия решений. Исходя из вышеуказанного, не считаем целесообразным вновь говорить о тех проблемах и рекомендациях, которым было уделено внимание в предыдущем докладе. В этот раз остановимся лишь на конкретных случаях, произошедших за данный отчетный период.

Незаконное задержание граждан армянской национальности

26 января полиция Ахалцихе задержала граждан Сейрана Маркосяна и Норика Григоряна по обвинению в хулиганстве. Задержание было осуществлено с грубым нарушением закона и процессуальных норм. Гражданам армянской национальности, не владеющим грузинским языком, представители правоохранительных органов обманным путем дали подписать протоколы. В регоине, где 60% населения составляют представители этнических меньшинств, типичны такого рода нарушения.

Драка, участникам которой предъявили обвинение в хулиганстве, согласно официальному заявлению правоохранительных органов, происходила в присутствии пятерых полицейских. Уголовное дело было возбуждено только на основании их показаний. В данном деле не фигурирует потерпевшая сторона, поскольку жалобу никто не подавал.

Факт драки, и тем более участие в ней задержанных лиц, не было подтверждено также показаниями полицейских. Один из них заявлет, что во время прогулки с супругой он натолкнулся на драку двух групп, однако заметив его, участники драки разбежались. Полицейский говорит, что увидел только одного упавшего человека - Сейрана Маркосяна, к нему приблизился находящийся недалеко Григорян и помог ему встать. Григорян появился на месте только после драки, и он не имеет отношения к инциденту. Допрошенные в качестве свидетелей остальные четверо полицейских, как выясняется из показаний, ничего не видели. Они пришли на место только после того, как им позвонил полицейский, натолкнувшийся на драку. Представитель Института Свободы Гия Андгуладзе разъясняет, что оснований для задержания Маркосяна и Григоряна фактически не было. Среди тех нарушений, которые в результате сбора информации выявил региональный офис Института Свободы, фигурирует также и сфальсифицированный полицейским протокол. По информации г-на Андгуладзе, задержанных обманным путем заставили подписать протоколы допроса и встречного допроса. Оба протокола были составлены на грузинском языке, из-за чего задержанные не смогли прочесть и понять суть документов. Согласно заялению представителя Ахалцихского офиса Института Свободы, полиция, как правило, при задержании граждан армянской национальности никогда не использует услуги переводчика, и это есть обычное явление в Ахалцихе.

Грубым нарушением является также то, что полиция не обеспечила переводчиком задержанных лиц, не владеющих грузинским языком и фактически обманным путем заставила их подписать протоколы.

28 января суд Ахалцихе не удовлетворил требование обвинителя по назначению предварительного задержания, поскольку доказательства, предоставленные следствием он посчитал недостаточным и подчеркнул нарушение полицией процессуальных норм.

Побег военнослужащих из батальона Ахалцихе

Ночью 3 мая, Ахалцихскую воинскую часть самовольно покинули 14 солдат этнических армян. Как заявляли новобранцы, в воинской части грузинские солдаты притесняли их по этническому признаку, относились к ним унизительно, физически и словесно оскорбляли, отнимали деньги. Убежавшие солдаты назвали фамилии того сержанта и солдат, которые в ночной период, после ухода офицеров из военной части, притесняли их. К самим офицерам и начальнику части они притензий не имели. Они также не жаловались на условия, существовавшие в части.

Мы встретились с ними в день самовольного покидания части. В беседе с нами они заявляли, что не отказываются от службы в грузинской армии, однако требовали гарантий того, что после возвращения не возникнут угрозы их жизни, здоровья и достоинства. Несмотря на то, что ни один из них не знает грузинского языка, они по собственной воле пошли в грузинскую армию. Такая масштабная мобилизация являлась первым случаем для армянского населения региона. Мы встретились с начальником военной части Ахалцихе, Нодаром Иванидзе и взяли объяснения с солдат, как ушедших из части, так и находящихся в ней. Армянским военнослужщим мы посоветовали срочно вернуться в часть, а также потребовали проведение строгих мер по отношению к тем лицам, которые ущемляют граждан Грузии по этническому признаку.

На данном этапе в воинскую часть вернулись только семь военнослужащих.

Этот факт особенно значителен с той точки зрения, что в обязательную военную службу одновременно с интеграцией и развитием патриотизма среди молодежи должна также внедряться культура взаимоуважения. Следовательно, предупреждению подобных инцидентов должно быть уделено особое внимание.

Пропажа Сарадина Палангова (Моллы Кара)

28 июня 2005 г. в селе Садахло Марнеульского района пропал житель села, духовное лицо Молла Кара - Сарадин Палангов. В связи с этим фактом, население Марнеули, около 400 человек, организовали митинг протеста около гамгеоба (местный орган управления) Марнеули. Собравшееся население требовало установления причин пропажи Моллы Кара. 28 июня Молла Кара вывел животных на пастбище, с тех пор он и пропал. В это время в деревне послышались звуки выстрелов, на месте исчезновения найдены окровавленная одежда Моллы Кара и пули. Митинг, проведенный в связи с этим фактом в Марнеули, был разогнан отрядом специального назначения полиции. После этого, пять членов Сакребуло (местный орган правления) Садахло азербайджанского происхождения обратились к Президенту Саакашвили. В обращении сказано, что непрофессионализм представителей правоохранительных структур деревни, неудачная кадровая политика, завело деревню в сложнейшее положение. В обращении также сказано, что различные акции и митинги сейчас не будут способствовать единству азербайджанского и грузинского населения, стабильности в регионе, а наоборот, вызовет активизацию реакционных сил как внутри страны, так и за ее границами, однако нельзя без внимания оставить нездоровое отношение, которое было вызвано исчезновением Моллы Кара. Кроме этого обращения, одна часть населения Садахло совместным заявлением обратилась к Народному Защитнику и потребовала приехать в регион. По их заявлению, представители центральных правоохранительных органов незаконно осуществляют обыск в доме гамгебели (руководитель местного органа управления) Садахло - Низами Мамедова, поскольку вторая часть населения в исчезновении Моллы Кара обвиняет именно его, других членов гамгеобы и высокопоставленных чиновников местных правоохранительных органов. Акции протеста была организованы в Тбилиси второй частью населения Садахло. Они требовали в кратчайший срок расследовать факта исчезновения Моллы Кара, установить, жив тот или нет, в противном случае же угрожали, что сами рассправятся с теми, кого считают виновными в исчезновении Моллы Кара. После этого инцидента освободили с должности главу отделения местной полиции - Амирана Шубитидзе. Молла Кара был одним из организаторов акций, проведенных в 2004 г. и марте 2005 г., в которых азербаджанское население требовало решения проблем, связанных с землями и конюшней, а также раскрытия убийств, произшедших в регионе. Азербайджанское население провело митинг в Баку, перед посольством Грузии в Азербайджане с требованием установления истины и справедливости. С целью расследования данного факта мы встретились с населением Садахло.

Касательно данного случая почти невозможно утверждать, на этнической ли почве было совершено преступление против Моллы Кара. Об этом не говорит также и население Садахло. Наоборот, они имеют подозрения именно в отношении этнически азербайджанских граждан. Однако тот факт, что это и многие другие преступления в данном регионе не раскрыты, и что вопросы населения региона часто остаются без ответа со стороны государства, вызывает недовольство именно по этническому признаку и среди населения развивается чувство недоверия к государству.

Рекомендации

Максимально ускорить расследование фактов преступлений, совершенных против этнических меньшинств;

В каждом государственном учреждении обеспечить службу переводчика;

Создать специальную программу изучения грузинкого языка для молодежи, которую должны призвать к обязательной военной службе. Также для новобранцев, не владеющих грузинским языком, обеспечить возможность его изучения в воинских частях.