Как уже сообщало ИА REGNUM, Священный Синод Грузинской Православной церкви под председательством архиепископа Сабы (Гигиберия) заслушал заявление митрополита Минглиси и Цалки, Ананиа (Джапаридзе) и епископа Дманиси Зенона (Иараджули) "о восстановлении одной из исторических епархий Квемо Картли". Священный Синод постановил: "восстановить исторически существующую епархию Агарак-Ташира и подчинить ее епископу Дманиси, титул которого определить следующим образом - епископ Дманиси и Агарак-Ташира, кафедра в Дманиси". Кроме того, Священный Синод Грузинской Православной церкви обсудил следующее заявление президента России Владимира Путина: "Если кто-либо считает, что придание полной государственной независимости Косово возможно, тогда почему должно быть отказано Абхазии и Южной Осетии...". На Священном Синоде было отмечено, что "президент, поощряя сепаратизм, создает опасность, как отдельным регионам, так и всему миру. Это может вовлечь мир в бурю войн. Это опасно как с политической, так и с церковной точки зрения".

Ситуацию комментирует заместитель директора Института востоковедения Академии наук Армении Павел Чобанян.

"7 февраля Синод Грузинской церкви принял решение о создании на территории Агарак (село) - Ташира (бывший Калинино - ред.) (попадает в северный Лорийский марз (регион) Армении с центром в городе Ванадзор (бывший Кировакан) - ред.), якобы, исторически существующую епархию и подчинить ее епископу Дманиси. Насколько обоснованно или оправданно создание подобной епархии на территории, где нет грузинского населения? Несомненно, это обусловлено притязаниями Грузинской церкви, и здесь наблюдается больше политический, нежели церковный подтекст. Даже если учитывать то обстоятельство, что в 12-13 вв. на этой территории были последователи Грузинской церкви, то и они по национальности были армянами. Армянское население приняло православие (греческое вероисповедание), что, в конечном итоге, не дает право Грузинской церкви создавать здесь епархию и говорить, что восстанавливается исторически существовавшая епархия", - заявил Чобанян.

При этом он отметил, что межцерковные конфликты и притязания наблюдались всегда. "К примеру, в Европе армян заставляли принимать католическую веру, не говоря уже о мусульманском мире. Этот конфликт сегодня имеет этнополитические цели, и Грузинская церковь, в данной ситуации, осуществляет выполнение не столько духовных, сколько политических задач", - отметил он. По словам Павла Чобаняна, Армянская церковь всегда имела на территории Грузии епархию, что обусловлено наличием в этой стране многочисленной армянской диаспоры. "Для Церкви это не притязание, а констатация факта. Если б там не было армян, то Армянской церкви, естественно, в Грузии нечего было бы делать. Иначе обстоит ситуация с Грузинской церковью, которая пытается ассимилировать местное армянское население или изгнать его. Это демографическая война - политика изменения демографии. Те армяне, которые не примирились с такими условиями, покинули Грузию - уехали в Армению или Россию. Остальные вынужденно остались и предпочли примириться с этим обществом, изменением веры или национальности", - заявил Павел Чобанян, добавив при этом, что "борьба идет, буквально, за каждый дом". "Та же политика осуществлялась в Азербайджане: власти ввели азербайджанское население в армянские районы еще в советское время и, в конце концов, путем разжигания бытовых конфликтов, заставили армянское население эмигрировать. Делая то же самое в Грузии, создавая атмосферу страха, власти заставляют местное армянское население либо ассимилироваться, либо покинуть эту территорию", - отметил он.

Касаясь ответа Священного Синода на заявление президента России Владимира Путина о возможности применения косовской модели при решении конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, Чобанян заявил, что "Грузия сама не считается с тем, что она некоторое время находилась под юрисдикцией иных государств". "Если руководствоваться этим принципом - то словом "сепаратизм" следует именовать также борьбу Грузии против Ирана. Грузия также получила независимость от Турции и Ирана в 18-19 веках, и нельзя называть освободительную войну сепаратизмом. Фактически, называя сепаратизмом право этих народов на самоопределение, грузинский Синод осуществляет политический заказ и оправдывает мнение о Грузии как "миниимперии", - отмечает эксперт.