Еще в январе 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозин отмечал, что основными задачами Роскосмоса станут создание высокотехнологичной эффективной отрасли, базирующейся на передовой науке; извлечение из ее работы максимальной пользы для всей страны; восстановление лидерства России в космической деятельности. При этом к 2025 году производительность труда в данной сфере должна вырасти в три раза, а зарплата — в два раза. Об этом заявил заведующий кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Быстров, комментируя корреспонденту ИА REGNUM превращение Роскосмоса в госкорпорацию.

rea.ru
Заведующий кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Быстров.

«Плюс к тому предполагается, что Роскосмос также будет осуществлять работы «по созданию ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения, в том числе боевой ракетной техники стратегического назначения», запускать и управлять наземными и космическими объектами отрасли, развивать глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС в интересах различных категорий потребителей, в том числе коммерческих.

Несомненно, заявленные цели выглядят весьма актуальными. Но достижимо ли их выполнение? Предыдущий опыт нашей страны по созданию наукоемких высокотехнологичных производственных госкорпораций (таких как Ростех и Росатом, образованные в 2007 г.) демонстрирует неоднозначные результаты.

В первую очередь следует особо отметить, что с организационно-правовой точки зрения государственная корпорация — это некоммерческая организация. Следовательно, согласно законодательству, ей присущи существенно меньшая подконтрольность государственным органам и более слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности.

Думается, не стоит подробно останавливаться на том, к каким последствиям приводят такие особенности. Еще в марте 2009 года Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства начал нашумевшую дискуссию об упразднении государственных корпораций как особых форм юридических лиц. Однако завершилась она единодушным решением о необходимости комплексной проверки деятельности госкорпораций, в ходе которой планировалось оценить целевой характер использования государственных активов и соответствие деятельности этих организаций целям, сформулированным в соответствующих федеральных законах.

Что же мы наблюдаем на практике? Функционирование такой большой интегрированной структуры, как госкорпорация Ростех, показывает: на начальном этапе сам факт создания консолидирующего объединения сказался на соответствующих отраслях промышленности чрезвычайно положительно. Ростех сыграл значимую интегрирующую роль после эпохи развала промышленности в 90-х годах прошлого столетия. После успешного старта на госкорпорацию возлагались большие надежды, однако в дальнейшем ей не удалось сформировать эффективные механизмы внутренней субинтеграции, управления собственностью, контроля за денежными потоками, кадровой политики и реинвестирования прибыли. Все это создало условия для систематических срывов госконтрактов и злоупотреблений, а также обусловило дальнейшую стагнацию научно-производственного комплекса. При этом изначально выбранная организационно-правовая форма не переставала вызывать критику у экспертов с момента создания Ростеха.

Что касается Росатома, то результаты его работы имеют более положительные оценки. Дело в том, что в эпоху развала 90-х годов промышленность, обеспечивающая атомную энергетику, имела особое государственное значение, поэтому пострадала значительно меньше. При этом ввиду особой специфики атомной отрасли, интегрированным объединениям удалось сохранить основные принципы системного управления, кооперации и подготовки кадров. Следовательно, переход предприятий атомной отрасли под начало Росатома имел значительно меньше отрицательных последствий.

Каким образом скажется создание госкорпорации Роскосмос на эффективности научно-производственной деятельности предприятий космической отрасли, зависит от того конкретного содержания, которое будет вложено в ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос. Немалую роль сыграет и выбор механизма, полагаемого в основу управления госкорпорацией: он может быть близким к механизму Ростеха либо к механизму Росатома, а может представлять собой совершенным иной вариант практической реализации закона.

Пока очевидно лишь одно — новая госкорпорация станет эффективной только при условии квалифицированного подхода заинтересованных сторон, ставящих задачи по ее созданию, и специалистов космической отрасли, которые на практике будут реализовывать выбранную программу», — пояснил свою позицию Быстров.

«При этом для успеха реформирования Роскосмоса не играет особой роли организационно-правовая форма новой структуры. Главное, чтобы наши космические старты и полеты были удачными и эффективными, а это, в первую очередь, зависит от научно-технологического уровня достижений всей космической отрасли России и инженерно-управленческой культуры практического воплощения этих достижений. Поэтому, одним из вопросов, требующих неотложного первостепенного решения, следует считать не то, как перегруппировать составляющие структуры и органы управления, а то где найти, как воспитать и подобрать на высшие управленческие позиции космической отрасли России высококлассных специалистов в области инженерно-управленческих компетенций, способных вывести космонавтику из состояния «падения» и создать условия для реализации творческого «полета» в работе», — резюмировал эксперт.