Политика

Представители правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) предлагают проведение референдума для исключения из Конституции статьи, запрещающей избрание одного лица на пост президента страны более двух раз ("525-я газета"). "Статья Конституции, запрещающая одному лицу избираться в президенты более двух раз, не соответствует демократическим принципам и ограничивает демократию", - заявил накануне заместитель исполнительного секретаря ПЕА, депутат Сиявуш Новрузов. Он считает, что в Конституции не должно быть такого лимита.

Азербайджан нуждается в утверждении демократических принципов в политической жизни, а не в изменении сроков президентской власти. Об этом в интервью "Эхо" заявил глава общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов, комментируя слова представителей правящей партии. По мнению Эльдара Намазова, видимо, последние события в России, где была выдвинута идея об изменении сроков полномочий президента, воодушевили представителей азербайджанской власти. Политолог отметил, что идея об изменении в Конституции не найдет поддержки в международном сообществе. "Идею не поддержит и само азербайджанское общество", - продолжил он. Между тем, глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу в интервью "Эхо" напомнил о том, что подобная идея была озвучена в стране и ранее. "В тот период представители президентского аппарата дали понять, что не намерены менять что-либо. Думаю, что в данный момент, представители аппарата президента вновь отклонят данное предложение", - отметил эксперт.

Возможность проведения в Азербайджане референдума для исключения из Конституции статьи, запрещающей избрание одного лица на пост президента страны более двух раз, является инициативой отдельных представителей определенных политических и общественных групп с точки зрения перспектив развития государства. Об этом заявил в интервью ИА "Тренд" завотделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов. "Азербайджанская Конституция является основой обеспечения прав и свобод граждан страны, и как основной закон, сегодня гарантирует возможность избираться каждому гражданину страны не более двух раз подряд", - пояснил Эльнур Асланов.

"Зеркало" пишет: "Идея увеличить сроки пребывания главы азербайджанского государства на своем посту зреет давно. Время от времени делаются попытки прозондировать мнение общественности на сей счет. Пока многие политологи расценивают громкие заявления разных фигур о необходимости продления президентского срока лишь как проявление верноподданнических чувств. Ведь сегодня многие связывают свою политическую карьеру исключительно с личностью Ильхама Алиева. Поэтому ситуация, когда И.Алиев - президент, причем пожизненный, была бы для них оптимальной.... Очевидно, сказалось также и недавнее желание президента России продлить срок полномочий президента до шести лет. Предложение Медведева послужило стимулом для Партии "Ени Азербайджан".

"Я не думаю, что это возможно, так как данный шаг ударит по имиджу страну. Никаких сомнений в том, что в результате мировое сообщество лишний раз убедится в утверждении в нашей стране позиций сторонников монархического, авторитарного правления. Думаю, что нынешняя власть осознает, что таким образом и сама подвергнется удару. Если для России, которая диктует миру свою волю, предложение Медведева не станет проблематичным, то для маленького Азербайджана такие идеи весьма чреваты катастрофическими последствиями", - подчеркнул один из лидеров партии "Мусават" Ариф Гаджилы (ИА "Новости-Азербайджан").

По мнению "Зеркало", "что касается необходимости продления президентского срока, то существует несколько возможных сценариев, позволяющих Ильхаму Алиеву остаться у власти после 2013 года". "Каждый из этих сценариев является беспроигрышным, однако, они не гарантируют сохранение легитимности института власти. Легче всего остаться на третий срок просто отменив статью в Конституции, предусматривающую это ограничение. Допустим, диспуты о том, что нельзя лишаться лидера, который сделал страну богатой и стабильной, будут планомерно продолжаться, и уже тогда, естественно, пойдут разговоры о необходимости изменения Конституции. Понятно, что в Азербайджане Конституция - это не священная корова, которую нельзя трогать. Ведь, Конституция, скажут они, - это не механическое отражение процессов, происходящих в обществе, а инструмент, который должен регулировать происходящие в нем процессы. Не исключено, что международные организации начнут резко критиковать эти конституционные изменения, однако многочисленные сторонники потребуют прекратить вмешиваться во внутренние дела страны, а оппозиционеров назовут западными марионетками", - пишет издание.

Президент общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов заявил журналистам, что по его мнению, до начала 2009 года должен быть создан очень серьезный и большой союз оппозиции. "Если этот союз будет создан, у нас появится возможность серьезно подготовиться к парламентским выборам 2010 года и добиться больших изменений", - сказал президент форума в беседе с ИА "Тренд". По словам Намазова, если процесс налаживания сотрудничества оппозиции в более широком составе запоздает, так же, как в прошлые годы, негативные моменты повторятся вновь. "Учитывая отрицательный опыт предыдущих лет, я считаю, что решение вопроса нельзя оттягивать, так как лидеры оппозиции хорошо знают друг друга", - сказал глава форума. Он не исключил, что если союз оппозиции не будет создан в желаемом ему виде, он предпримет альтернативные шаги. "Я заинтересован в скорейшем объединении ведущих сил оппозиции. Сейчас это для меня - основной приоритет", - сказал Намазов.

Азербайджанский политэксперт Расим Мусабеков считает, что "говорить о возможности грядущей победы, исходя из сегодняшнего состояния оппозиции, по крайней мере неуместно. То есть вообще все понимают прекрасно, что консолидированное выступление для любой политической силы - это дополнительный успех, во всяком случае увеличение шансов на успех. Это очевидно. Принимая во внимание то, что речь ведется о парламентских выборах, надо учитывать, что в Азербайджане теперь чисто мажоритарная система, когда для победы достаточно получить относительное большинство голосов в избирательных округах. Понятно, что если оппозиция будет выступать консолидированно, шансы на то, чтобы набрать это относительное большинство в большем количестве округов, у нее вырастут. Хотя уверенности в том, что получится, принимая во внимание предыдущий подобного рода опыт, у меня нет" (ИА АПА).

"Наш оппозиционный лагерь испытывает сейчас необходимость в объединении по той простой причине, что социальная база у него весьма невелика, и продолжается борьба за влияние на эти слои населения", - отметил член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Айдын Мирзазаде ("Эхо"). "Но оппозиционные лидеры Азербайджана амбициозны. Они не хотят делиться своим политическим влиянием, не хотят делиться теми приобретениями, которых они достигли. Поэтому: то я думаю, что и призыв Намазова, и все другие подобные заявления, так и останутся призывами. Будут разные центры, союзы новой и старой оппозиции, но большого объединения не появится. Намазов и сам допускает, что оппозиция проиграет и в 2010 году. Хотя ранее из этого лагеря звучали обещания, что они обязательно победят на президентских выборах. Теперь победа перенесена на 2010 год. Думаю, так у них и будет продолжаться от выборов к выборам", - сказал Айдын Мирзазаде.

"Вопрос о прекращении вещания зарубежных радиостанций в Азербайджане нас разочаровывает и беспокоит". По информации ИА АПА, об этом заявила посол США в Азербайджане Энн Дерси. Посол сообщила, что Америка намерена поработать в связи с данным вопросом с Азербайджаном: "Говоря о сотрудничестве между двумя странами, мы относим сюда и развитие существующих мощных демократических институтов. Среди этих институтов в первом ряду находятся сильные, профессиональные, объективные медиа. Я думаю, что указанные вопросы являются как нашей целью, так и целью наших коллег в правительстве Азербайджана. В дальнейшем я продолжу диалог с азербайджанскими коллегами по данным вопросам".

Политолог Мубариз Ахмедоглу полагает, что Россия проводит на Кавказе здоровую политику. "Политика России на Южном Кавказе в данный момент служит стабильности", - заявил он. В подтверждение своих слов он привел следующий пример: "Компания "Российские железные дороги" хотя и взяла в концессию армянские железные дороги, но при этом отказалась строить армяно-иранскую дорогу, стоимость которой составляет около двух миллиардов долларов" ("Зеркало"). Мубариз Ахмедоглу сообщил журналистам, что, по его мнению, в следующей пятилетке Азербайджан будет в центре внимания всего мира. "Валютный фонд страны скоро будет составлять около 100 миллиардов долларов", - заметил он. Политолог проинформировал присутствующих о том, что после грузинских событий многие представители торговых кругов стали вывозить свои капиталы из России. "В сложившихся условиях Азербайджан может стать инвестором в экономику России, что отвечает интересам Москвы", - заявил Ахмедоглу. Относительно роли президента Михаила Саакашвили в российско-грузинском конфликте политолог заявил следующее: "Даже демократ Немцов отмечает, что Саакашвили должен уйти в отставку".

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена, а вынужденные переселенцы вернутся в свои дома, заявил президент Ильхам Алиев в парламенте Турции (ИА "АзерТАдж"). "Армяно-азербайджанский нагорно- карабахский конфликт представляет собой самую большую опасность для мира и стабильности на Южном Кавказе и в регионе", - сказал он. По его словам, нагорно-карабахский конфликт, приведший к оккупации 20% территории Азербайджана, к появлению миллионной армии азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, нарушению территориальной целостности, долгие годы не может найти своего решения. Алиев указал на то, что Азербайджан является ведущим игроком в регионе, в то время как Армения в результате оккупационных действий влачит тяжкое существование. Глава государства сказал, что Азербайджан никогда не смирится с потерей своих земель. В этой связи он поблагодарил Турцию за содействие в обеспечении мира на Кавказе, высоко оценив посредническую миссию Абдуллы Гюля. Президент выразил надежду на то, что подобная миротворческая инициатива будет способствовать успешному разрешению карабахского конфликта.

6 ноября сопредседатели Минской группы провели встречу в Вене, в ходе которой обсудили дальнейший ход переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта (ИА АПА). В последний раз сопредседатели встречались 2 ноября во время трехсторонней Московской встречи президентов Азербайджана, России и Армении в замке Майндорф, по итогам которой была подписана декларация о политическом урегулировании карабахского конфликта.

Проведение встречи в Вене является традицией межгосударственно- дипломатического этикета, считает политолог Октай Садыхзаде ("Эхо"). По словам эксперта, все эти встречи происходят в рамках пражского процесса. "Думаю, итоги московской встречи президентов и подписанная ими декларация станут основным вопросом встречи сопредседателей в Вене. Тут намечаются два направления - это итоги московской встречи и избрание нового президента США. Первое направление - это желание официального Кремля как бы дистанцироваться от Парижа и Вашингтона и поставить под свой контроль переговорный процесс урегулирования конфликта. В ходе московской встречи сопредседатели не были даже приглашены в замок Майндорф, где президент России провел встречу с главами Азербайджана и Армении", - продолжил политолог. При этом О.Садыхзаде подчеркнул, что Мадридское соглашение единственный документ, который поддерживают США и Россия. "Полагаю, что президент США Барак Обама поддержит продолжение политики администрации Буша в этом направлении переговорного процесса", - пояснил он. Второе направление это то, что стороны обещают друг другу. Одновременно он упомянул желание Москвы взять под свой контроль вопрос размещения миротворческого контингента, где участие России было бы приоритетным.

"И общее командование осталось бы за РФ. США, наоборот, хотят, чтобы они были больше представлены в миротворческом контингенте, который будет находиться под их руководством. При том они хотят разместить своих военнослужащих на тех оккупированных территориях, которые непосредственно граничат с Ираном", - сказал он. Эксперт также не исключил, что если в ближайшем будущем сопредседатели посетят регион, то в ходе предстоящих встреч как в Баку, так и Ереване они будут вести переговоры в рамках декларации, подписанной в Москве. "Мне трудно сказать, чего можно ожидать от их визита. Среди самих сопредседателей нет единства, которое мы наблюдали до августовских событий в Грузии. Каждый хочет взять переговорный процесс под свой контроль. Временами это удается России, иногда США. Франция является "слабым звеном" этой "тройки". Полагаю, что в ходе предстоящего визита в регион мы станем свидетелями разного рода истолкований Мадридского соглашения со стороны российского и американского сопредседателей", - указал О.Садыхзаде. По мнению политолога, сопредседатели вначале должны договориться между собой, а потом уже выдвинуть единую позицию и предложить ее как Баку, так и Еревану. "А они еще сами не договорились. Поэтому не стоит ожидать скорейшего разрешения карабахского конфликта", - заключил он.

Не исключено, что до 24 апреля 2009 года в Турции состоится очередная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна, с участием президента Турции Абдуллы Гюля. Об этом сообщает влиятельное турецкая газета "Заман" со ссылкой на дипломатические источники ("Эхо"). Согласно сообщению, глава турецкого государства уже получил положительный ответ на предложение о встречи от своего азербайджанского коллеги Ильхама Алиева. Турецкая сторона передаст предложение о проведении трехсторонней встрече на высшем уровне и армянской стороне. Точная дата будет определена позже. Ну, а Стамбул уже упоминается как вероятное место встречи. Предполагается, что главы трех государств встретятся до 24 апреля. В свою очередь отметим, что не исключено также, что если в ближайшее время армянская сторона даст согласие на встречу, то точная дата стамбульской встречи может быть определена уже 14 ноября. В этот день ожидается визит президента Турции в Азербайджан, в ходе которого АбдуллаГюль примет участие в IV энергетическом саммите, который состоится в Баку.

Тем временем глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу считает актуальной организацию трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Турции и Армении. При этом он не исключает того, что официальная Анкара координирует свои действия с Москвой. "Думаю, что Турция и Россия хотят совместно урегулировать карабахский конфликт", - заявил он в интервью "Эхо". При этом он указал, что возможно, по желанию Армении подобная встреча может пройти под эгидой Франции или Евросоюза. Кстати, в армянских СМИ уже упоминалось о возможной встрече президентов в столице одной из европейских стран. "В настоящий момент проявляется большой интерес к урегулированию карабахского конфликта. Тем более что европейцы прекрасно понимают: в ближайшие пять лет каспийская нефть и газ могут стать альтернативой для Европы. И представители Европы вполне могут организовать подобную встречу", - отметил он. Помимо этого эксперт считает, что до конца года не стоит ожидать проведения трехсторонней встречи в Вашингтоне. По мнению М.Ахмедоглу, в стане администрации Буша фактически ведут подготовку к передаче власти команде новоизбранного президента США Бараку Обаме. "Вряд ли они займутся подготовкой к проведению подобных мероприятий. Они только организуют встречу лидеров "двадцатки", в ходе которой обсудят вопросы, связанные с мировым финансовым кризисом", - заключил Мубариз Ахмедоглу.

Президент ПАСЕ Луис Мария де Пуч призвал президентов Армении и Азербайджана продолжить усилия по мирному урегулированию карабахского конфликта (ИА "Туран"). В заявлении президента ПАСЕ сказано: "Я хочу поздравить президентов Алиева, Саркисяна и Медведева в связи с их приверженностью найти мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Начало этого диалога, который продолжится интенсификацией дипломатических усилий и рядом мер доверия, является окном надежды для всего региона. Как я говорил во время визитов в Баку и Ереван в июле, наша ассамблея работает в течение последних 15 лет, чтобы найти политическое решение этого конфликта в соответствии с международными стандартами и принципами, которые обязались соблюдать две страны в момент присоединения к Совету Европы. Такое решение ближе, чем когда-либо. ПАСЕ готова помочь парламентам Армении и Азербайджана в их усилиях по поддержке данного процесса".

"Московская декларация"

"Подписание президентами Азербайджана и Армении совместной декларации очень важный и символичный шаг". Об этом заявил АПА директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (МКГ) Лоренц Хитс, комментируя подписание в Москве президентами Азербайджана и Армении совместной декларации. По словам Хитса, МКГ одобряет и поощряет контакты между сторонами. "Если даже они еще не привели к конкретному результату, в любом случае любые такие контакты очень важны и должны быть расширены и углублены", - подчеркнул директор проекта.

Из интервью "Эхо" председателя оппозиционной партии "Мусават" Исы Гамбара:

"У всех на слуху сегодня декларация по нагорно-карабахскому конфликту, подписанная на днях тремя президентами в Москве. Насколько те постулаты, которые выведены в этом документе, воспринимаются вами как реальные условия для практического продвижения процесса урегулирования вперед?

Партия "Мусават" выступила с заявлением по поводу этой московской декларации. Мы считаем, что попытки России взять под свой контроль урегулирование конфликта не отвечают интересам Азербайджана. Что касается самого содержания документа, это короткий и, в принципе, довольно неопределенного характера текст. Но в то же время мы считаем, что подписание этой декларации не отвечает интересам справедливого решения карабахского конфликта, так как в нем содержится пункт о том, что целесообразно продолжать переговоры на основе Мадридских принципов. А как всем нам известно, Мадридские принципы предусматривают кроме всего и проведение референдума в Нагорном Карабахе. И, естественно, это означает практический отказ Азербайджана от Нагорного Карабаха. Как раз по этим причинам мы и считаем, что подписание декларации в Москве не отвечает коренным интересам Азербайджана. Руководство нашей страны должно задуматься о более позитивных вариантах продолжения переговорного процесса..."

"Мы, будучи представителями Координационного совета по Карабаху, выражаем свое серьезное беспокойство в связи с подписанной на днях Московской декларацией". Об этом на пресс-конференции заявил глава Организации освобождения Карабаха (ООК) Акиф Наги (ИА АПА). По его словам, неотражение в подписанной 2 ноября в Москве Декларации президентов Азербайджана, Армении и России принципа территориальной целостности государств представляет серьезную угрозу интересам Азербайджана, и это недопустимо. "Удивительно, что все международные организации проявили завидную солидарность в вопросе Московской декларации. Но не так все просто, и меня лично серьезно беспокоит вопрос: что стоит за этой солидарностью? Честно говоря, вышеупомянутая Московская декларация напоминает Мюнхенский акт 1938 года, когда с молчаливого согласия западных держав Гитлер добился своей цели ", - отметил Наги. По его словам, сегодня есть необходимость в том, чтобы азербайджанская общественность узнала всю правду о вышеупомянутой декларации. "Данная встреча показала, что Россия пытается верховодить в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Но вся проблема в том, что официальная Москва в данном вопросе исходит из собственных интересов. А интересы России состоят в том, чтобы вооруженные силы этой страны присутствовали на Кавказе", - сказал он.

Кроме того, Наги сказал, что подписание подобного документа со стороны Азербайджана является неверным шагом. "Армения не желает отходить от своих позиций. И то обстоятельство, что руководство Азербайджана подписывает данную декларацию, играет не в нашу пользу", - добавил он. По его словам, Координационный совет поддерживает инициативы по мирному урегулированию конфликта и считает предпочтительным ведение этого процесса в рамках международных организаций и ведущих государств. В то же время, с учетом "деструктивной" политики России в регионе Южного Кавказа, Координационный совет считает неприемлемым монополизацию Россией переговорного процесса.

Депутат парламента от партии "Мусават" Панах Гусейн сказал, что "Московская декларация" вызвала серьезное беспокойство в азербайджанском обществе. "Предельно ясно, что Россия пытается утвердить свои позиции в регионе Южного Кавказа. Мы выступаем за любые обсуждения, если в ходе этих переговоров территориальная целостность Азербайджана будет неоспорима", - заявил Панах Гусейн ("Зеркало"). Он также выразил свою обеспокоенность тем, что в последнее время глава государства не выступает с резкими заявлениями по карабахскому вопросу. "Сегодня мы слышим от президента лишь то, что Азербайджан не позволит создать на своей территории второго армянского государства. Но ранее выступления главы государства были более воинственными. Сегодня этого нет, и я считаю, что это тревожный сигнал", - заявил депутат Панах Гусейн.

Из интервью "Эхо" российского политолога Алексея Власова:

"Все ведущие электронные СМИ России уделяли повышенное внимание факту встречи в Москве Ильхама Алиева, Сержа Саркисяна и Дмитрия Медведева и подписанию ими документа. А в правящих и политологических кругах вашей страны это тоже было воспринято как какое-то реально знаковое и интересное событие?

Да, действительно, это так и есть. И в экспертных кругах, и не только, даже среди основных ведущих российских политиков, ньюсмейкеров, и на телевидении, и в Интернете, и в печатных изданиях эта тема широко обсуждалась как бы с двух позиций. В первую очередь выражалась активная единодушная поддержка более активной роли и позиции России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Почти все однозначно отмечали, что закончена отмеченная разрывом связей политика России 90-х годов, которую никак нельзя назвать ответственной политикой. И что сейчас новое российское руководство демонстрирует стремление не загонять так называемые замороженные конфликты внутрь, оставляя огромный процент вероятности выплеска негативной энергии (как это всегда бывает в таких конфликтных ситуациях), а предпочитает действовать на опережение. И вот эта новая, более позитивная роль России как модератора переговорного процесса на Южном Кавказе получила очень серьезную поддержку и одобрение как со стороны наших и правых, и левых политических партий, так и со стороны тех, кто так или иначе соотносит себя с правящей элитой.

Но что думают в Москве относительно реальной практической эффективности подписанной трехсторонней декларации?

...Все-таки небольшую долю взаимного оптимизма было бы неплохо добавить - это не в плане совета, потому что речь идет о внутренних делах Армении и Азербайджана, но когда начинает делаться большое дело, то лучше все-таки верить в него, а не исходить из того, что это очередная, никому не нужная трата времени и сил. А в трактовках политологических центров и ряда СМИ в Москве очень позитивно было воспринято заявление руководства Азербайджана по поводу этого события. То, что было высказано официальными лицами и Армении, и Азербайджана, свидетельствует о том, что как раз правящие элиты очень хорошо понимают, что появляются возможности для исторического шанса достичь прорыва по Нагорному Карабаху и что если Ильхам Алиев и Серж Саркисян эту возможность не используют, то для будущих поколений это станет примером упущенного шанса.

А что, на ваш взгляд, стоит за самой этой инициативой Москвы, учитывая, что многие СМИ расценивают ее лишь как желание заявить о своих правах ведущего арбитра и игрока на Южном Кавказе? То есть может ли смысл подписания декларации на самом деле быть полностью зациклен лишь на этих внутренних мотивах и амбициях Кремля?

Дело в том, что любые подобного рода инсинуации носят краткосрочный характер, и невозможно получить реальные политические дивиденды как угодно - в качестве игрока, или в качестве арбитра - если рассматривать процесс участия России в урегулировании нагорно- карабахского конфликта только как очередной акт большой политической игры на Южном Кавказе. Если подходить к делу с таких позиций, то, конечно, реальный результат получен не будет ни с точки зрения урегулирования конфликта, ни с точки зрения укрепления позиций России на постсоветском пространстве, а конкретно на Южном Кавказе. Поэтому сейчас как раз, может быть, тот уникальный единственный случай, когда Россия, - уловив после августовских событий как бы новый тренд, который проявлялся и в заявлениях Турции, официальной Анкары, и в определенном настроении, которое есть в правящих элитах Армении и Азербайджана, пытается теперь получить политические дивиденды не за счет имиджевых шагов, а именно за счет того, чтобы выступить реальным арбитром, реальным медиатором в решении нагорно-карабахского конфликта. И во многом потому, что Москва понимает: если Россия не предпримет эффективных шагов в этом направлении, то возможны только два варианта - либо силовой, фактически война, или же место России как арбитра займут другие игроки..." Азербайджан-США По словам посла США в Азербайджане Энн Дерс, Вашингтон продолжит продвигать на мировом уровне свою сильную государственную политику. "Такова существующая у нас система, это явный показатель демократии в нашей стране. Эта система создана со стороны простых граждан и служит их интересам", - сказала она после официального объявления о победе на президентских выборах в США кандидата от Демократической партии Барака Обамы (ИА "Новости-Азербайджан"). Энн Дерс также отметила, что сотрудничество между США и Азербайджаном очень многовекторно. "Две страны связывают очень глубокие и крепкие взаимосвязи и интересы. Думаю, что подобный диалог и партнерство в сфере экономики, энергетики, развития демократии продолжится и впредь", - подчеркнула Э.Дерс. Посол отметила, что новая администрация США продолжит держать в центре внимания страны Южного Кавказа. Она также сказала, что "Соединенные Штаты продолжат продвигать мир, свободу и демократию во всем мире". По ее словам, несмотря на избрание нового президента, приоритеты останутся прежними.

"Зеркало" пишет: "Что касается поддержки демократических ценностей, то в этом отношении вряд ли что изменится. Во-первых, хотя Обама и представляет новые ценности и новые приоритеты, однако это не означает, что его внешняя политика будет радикально отличаться от республиканской. Это в первую очередь связано с тем, что пока сложно говорить о новых подходах к глобальной энергетической безопасности при растущем соперничестве между Россией и США в мире вообще и на Южном Кавказе, в частности. Проблема заключается в том, что стороны пока не могут найти точек соприкосновения и вряд ли найдут в среднесрочной перспективе. Основная проблема в противоречивом отношении США к Азербайджану заключается в этом. Ведь энергетика - не изолированная сфера, а часть всей системы международных отношений, которые складываются между Азербайджаном и США. Вашингтон несравнимо больше волнуют высокие цены на энергоносители и Каспийский шельф нефти, нежели успешная реализация программ по демократической модернизации самого Азербайджана. Во-вторых, политику Америки определяют не президенты, а государство и государственный механизм. Будет проводиться такая политика, которая соответствует государственным интересам США в Азербайджане. Обама же в своих выступлениях не раз отмечал, что важнейшую роль в будущих действиях России и ответных шагах Запада сыграют энергоресурсы. По словам Обамы, если западные страны уменьшат зависимость от газа и нефти из-за рубежа, то это сократит энергетические прибыли России и ее способность наносить ущерб другим странам, то есть США и Россия будут продолжать борьбу в регионе, и, конечно же, каждая будет отстаивать собственные интересы. Если у России это происходит в рамках традиций присутствия в регионе, то у США эти интересы связаны с желанием закрепиться в регионе, где есть энергетика, проблемы с нефтепроводами и газопроводами, и начать здесь оказывать политическое и экономическое влияние. Таким образом, хотя Южный Кавказ и будет одним из главных приоритетов или хотя бы направлений во внешнеполитической доктрине Обамы, говорить о приоритетах демократизации Азербайджана еще рано".

"Особенности демократических лидеров и группы заключается в том, что они более открыты таким проблемам, как развитие демократии и прав человека", - сообщила в интервью "Эхо" политолог Лейла Алиева. По словам эксперта, если умело построить лоббирование интересов Азербайджана, подготовить общественное мнение, и не столько на нефтяных интересах США, а касающееся области прав человека, демократизации, то можно будет много достичь, и не только по карабахскому конфликту. Что касается "геноцид армян", то политолог не исключила того, что, скорее всего, новый президент США Барак Обама не признает это выдуманное событие. "К тому же этого не допустит и турецкое лобби. Возможно, обещания Обамы останутся на уровне предвыборной риторики", - резюмировала Алиева.

"Личность Барака Обамы дает основания полагать, что он намерен исправлять ошибки Буша", - считает бывший госсоветник по внешней политике Азербайджана, политолог Вафа Гулузаде (ИА "Туран"). Кроме того, Обама успешно будет продвигать интересы США в Африке и Латинской Америке, в мусульманском, а также арабском мире. "По крайней мере, Обама ближе к арабскому миру, чем Джон Маккейн", - считает Гулузаде. Он полагает, что при Обаме интерес США к Азербайджану значительно возрастет. Азербайджан - стратегически важная страна, и здесь есть потенциал для развития демократии. "Считаю, что при Обаме помощь и поддержка США Азербайджану усилятся", - сказал Гулузаде.

Тем временем ученый-теолог Нариман Гасымоглу напомнил о том, что в последнее время США однозначно поддерживали территориальную целостность Азербайджана. "Хотелось бы надеяться, что политика США в отношении Азербайджана сохранится", - отметил он (ИА "Туран").

Религия

Государственный комитет по работе с религиозными образованиями считает нецелесообразным восстановление деятельности мечети ваххабитов "Абу Бекр" в Баку, - сообщил заведующий отделом по работе с религиозными структурами ГК Гюндуз Исмаилов (ИА АПА). Он отметил, что госкомитет неоднократно выражал свою позицию по данному вопросу. "Мы сторонники того, чтобы вопрос открытия мечети рассматривался после полного завершения следствия. До завершения следствия восстановление деятельности мечети и направление в связи с этим писем по тем или иным адресам нецелесообразно и преследует цель ввести общество в заблуждение".

"Абу Бекр" была закрыта ввиду безопасности и ведения расследования по факту инцидента, имевшего место 17 августа, когда в мечети произошел взрыв. В результате погибли люди. По факту было возбуждено уголовное дело. После происшествия верующим ограничили возможность молиться. Последовали спецоперации в регионах страны. Силовики сообщили об аресте лиц, подозреваемых в совершении взрыва в мечети. Чуть позднее в Дагестане был ликвидирован гражданин Азербайджана Ильгар Моллачиев, который согласно совместному заявлению МНБ и Генпрокуратуры Азербайджана, был причастен к организации взрыва в мечети. В Управлении ФСБ по Республике Дагестан заявили, что И.Моллачиев имел тесные связи с эмиссарами международной террористической организации "Аль-Гаэда". 30 октября этого года суд Наримановского района вынес решение о возобновлении деятельности мечети "Абу Бекр". Однако на основе встречного иска Управления полиции Наримановского района 31 октября тот же суд аннулировал свое же решение (ИА "Туран"). Между тем полномочный представитель религиозной общины и мечети "Абу Бекр", адвокат Джаваншир Сулейманов обратился к шейх-уль-исламу мусульман Кавказа Аллахшукюру Пашазаде с просьбой высказаться конкретно относительно открытия мечети для массового посещения верующими (1news.az).

"В вопросах, связанных с ситуацией вокруг мечети "Абу Бекр", необходима прозрачность", - заявил в интервью "Эхо" председатель Центра по защите свободы совести и вероисповедания (DEVAMM), философ-теолог Ильгар Ибрагимоглу. "Помимо этого общество должно быть проинформировано своевременно. Это та именно тонкая нить, где, с одной стороны, права человека и свобода вероисповедания, а с другой - вопросы безопасности граждан", - пояснил он. Для самого философа-теолога в данной ситуации удивительно то, что в начале было вынесено судебное решение об открытии мечети, а позднее это решение было заменено другим. "Это приводит к разного рода комментариям. Было бы рациональным, если бы представители правоохранительных органов время от времени выступали по данному вопросу и разъяснили общественности ситуацию, которая вынуждает их продлевать прошение о закрытии мечети", - продолжил Ибрагимоглу.